Размер шрифта: а а а
Цвет сайта: ц ц ц
Изображения: Выкл. Вкл.

Коронавирус: официальная информация

Все новости Скачать фотографию
От первого лица

Стенограмма ежегодного послания губернатора Пермского края Законодательному Собранию

26 Октября 2020
Поделиться
(Сорок восьмое заседание Законодательного Собрания Пермского края, 22 октября 2020 года)

Презентация к выступлению губернатора

Видеозапись послания

Валерий Сухих, председатель Законодательного Собрания Пермского края:

Добрый день, уважаемые депутаты, уважаемые участники заседания. В связи с продолжением в Пермском крае режима повышенной готовности, в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 29.1 закона Пермского края о Законодательном Собрании Пермского края, статьей 8.1 регламента Законодательного Собрания Пермского края, сегодня заседание вновь проводится в дистанционном режиме.

Уважаемые коллеги, из 60 избранных депутатов Законодательного Собрания Пермского края на сегодняшний момент зарегистрировалось 49. Ряд депутатов известили о невозможности принять участие в заседании, ряд коллег участвуют в режиме ВКС. Законодательное Собрание правомочно начать свою работу. Разрешите 48-е заседание Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва объявить открытым.

В заседании принимают участие: губернатор Пермского края Махонин Дмитрий Николаевич, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководители федеральных служб на территории Пермского края, руководители органов государственной власти края, заместитель председателя Правительства Пермского края, руководители исполнительных органов государственной власти края, руководители исполнительных и представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов края.

Уважаемые коллеги, нам необходимо утвердить повестку дня Законодательного Собрания. Все вопросы проекта повестки рассмотрены на заседаниях комитетов. В связи с тем, что предложений и изменений в проект повестки не поступило, предлагаю проголосовать за утверждение повестки дня заседания в целом и предоставить мне возможность оперативно вносить изменения в повестку и предоставлять слово участникам заседания без дополнительного согласования. Также в связи с тем, что статьей 8.1 регламента Законодательного Собрания предусмотрено голосование с использованием листов голосования, которые учитываются при подсчете итогов, предлагается установить время, отведенное для голосования, до 20 минут после рассмотрения всех вопросов. Предлагаю проголосовать за данное предложение. Голосуем.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что сегодня особенного: это послание губернатора Пермского края, и утвердить отчет о результатах деятельности Правительства Пермского края за предыдущий год. Данный отчет поступил в Законодательное Собрание 30 июня. Информация, представленная в отчете, содержит ответы на все вопросы, поставленные депутатами Законодательного Собрания. И все имели возможность ознакомиться с ним. В проекте повестки это вопрос № 1.

Предлагается установить особый порядок его рассмотрения, заслушать выступление губернатора в течение 45 минут, далее проголосовать за принятие проектов постановления Законодательного Собрания в ежегодном послании губернатора Пермского края Законодательному Собранию и в ежегодном отчете губернатора Пермского края о результатах деятельности Правительства Пермского края за 2019 год. Уважаемые коллеги, прошу проголосовать за предложенную процедуру. Голосуем. Решение принято.

Итак, уважаемые коллеги, повестка дня утверждена, озвученные предложения приняты. Разрешите перейти к исполнению повестки.

Рассматривается вопрос № 1 – ежегодное послание и отчет губернатора Пермского края Законодательному Собранию Пермского края с докладом губернатора Пермского края Махонина Дмитрия Николаевича. Дмитрий Николаевич, пожалуйста, Вам слово.


Дмитрий Махонин, губернатор Пермского края:

Добрый день, уважаемые друзья, уважаемый Валерий Александрович, депутаты, коллеги, жители Пермского края! Сегодня я представляю проект бюджета на следующую трехлетку в необычных условиях. Надеюсь, что то, что я буду говорить, будет доступно, и вы это воспримете.

Мы сформировали бюджет на следующие три года в сложных условиях. Мы прекрасно с вами понимаем, какая у нас макроэкономическая ситуация, снижение поступлений в бюджет из-за курса валют, из-за снижения цен на нефть, иные ресурсы, такие, как хлористый калий. Но, тем не менее, я считаю, что на сегодняшний момент бюджет, который вы будете рассматривать, является сбалансированным, взвешенным, а самое главное, он направлен на то, чтобы мы не потеряли темпов развития, а только их приумножали и работали на благо жителей Пермского края, чтобы жители чувствовали, что ситуация в регионе меняется к лучшему.

Пожалуйста, следующий слайд. На слайде представлены основные макроэкономические показатели. Как я уже сказал, в стране, в Приволжском федеральном округе – снижение темпов промышленного производства. На этом фоне Пермский край выглядит немного лучше. По итогам года, по прогнозу, снижение промышленного производства на 3,3%. Тем не менее, есть и определенные положительные моменты, такие, как темпы стройки. Мы их увеличиваем по сравнению с 2019 годом. И если обратить внимание, то вот специально сравнили себя с регионами-конкурентами, такими как Свердловская область, Башкирия, Татарстан, Нижний Новгород, – финансовая устойчивость наших крупных и средних предприятий на первом месте. Этому способствовала наша работа с федеральным правительством. Включение порядка 20 крупных предприятий в перечень стратегических, которые получили меры поддержки. Мы находимся на втором месте среди регионов-конкурентов по средней заработной плате на одного работника. Надеемся на то, что общенациональный план восстановления экономики, который принят Правительством Российской Федерации, меры, о которых я буду говорить дальше, по поддержке экономики позволят нам выйти из данного кризиса и уже со следующего года получить положительную динамику как по инвестициям в основной капитал, так и по приросту по экспортным направлениям, поступлениям налогов в бюджет Пермского края.

Следующий слайд, пожалуйста. Здесь я попытался отразить основные принципы нашей бюджетной политики. Они, может быть, незатейливы, но, тем не менее, являются знаковыми. Прежде всего, мы сохраняем социальные обязательства, которые приняли на себя, перед населением. И более 70% бюджета будет направлено именно на исполнение социальных обязательств. По некоторым направлениям мы не просто сохраняем все принятые обязательства, но и увеличиваем их. Об этом я также буду говорить чуть позже.

Мы сохраняем полностью и по некоторым направлениям увеличиваем бюджет развития. 25% идет именно на наши инвестиционные планы, и это очень важно. Реализация значимых для региона проектов – тоже ключевое направление. Мы с вами уже неоднократно говорили, что много заявлено в повестке информационной. Наша задача в рамках подготовки, в частности, к мероприятиям празднования юбилея столицы, к 300-летию Перми, все эти социальные инфраструктурные проекты реализовать.

За счет чего мы это будем делать в сложной ситуации? Это взвешенная долговая политика, заимствование, но по самым оптимальным процентным ставкам, по самым оптимальным срокам получения кредитов. Мы должны сделать перебалансировку бюджета, предусмотрев возможность привлечения частных инвестиций по модели государственно-частного партнерства, в рамках концессионных соглашений на крупные инфраструктурные проекты. В частности, уже анонсировалось, что нами заключено пакетное соглашение с частными инвесторами на привлечение инвестиций в медицинские стройки. Это три крупные стройки – инфекционная клиника, хирургический корпус и онкодиспансер. Объем инвестиций более 600 миллионов долларов США. Об этом тоже чуть позже остановлюсь.

Следующий слайд, пожалуйста. Здесь мы отразили параметры бюджета. Как я уже сказал, потери бюджета в 2020 году мы планируем на уровне 29 миллиардов рублей. Изначально наши прогнозы были хуже, но, тем не менее, порядка 30 миллиардов рублей бюджет не получит. Почему? Основные поступления, вы прекрасно знаете, это налог на прибыль. Мы – один из немногих регионов, где основополагающим источником доходов является налог на прибыль. Мы понимаем, что ситуация на сырьевых рынках повлияла на этот процесс. Ну и меры поддержки предпринимателям, которые мы приняли, и по данным Национального рейтингового агентства, Пермский край находится на шестом месте по мерам поддержки бизнеса в период коронавирусной инфекции. 37 сфер было поддержано с помощью вас, депутатов, вы нас поддержали, за это большое спасибо. И порядка 190 тысяч населения, которое работает в этих секторах, так или иначе, были поддержаны, исходя из того, что люди были заняты и не остались без работы. Мы надеемся на определенные компенсации из федерального бюджета. Уже получено 7,7 миллиарда рублей федеральных траншей. Еще объявлено федеральным правительством распределение третьей очереди транша. Мы также будем бороться, чтобы получить максимальные компенсации.

При этом я бы хотел отметить, что на сегодняшний момент долговая нагрузка на бюджет составляет в бюджете порядка 12%, что ниже по сравнению с 2016 годом, поскольку всё это время правительство работало над снижением долговой нагрузки. И даже в сегодняшних обстоятельствах, при объеме достаточно больших кредитов в 37 миллиардов рублей, мы планируем, что в 2021 году кредитная нагрузка будет значительным образом снижена. Вообще по сбалансированности бюджета Пермский край будет продолжать оставаться на одной из лидирующих позиций, о чем говорил президент, когда я последний раз с ним общался.

Коллеги, пожалуйста, дальше. Хочу перейти к направлениям развития, к отраслям нашим.

Естественно, считаю, что первостепенной является отрасль здравоохранения. И обратите внимание, что 180 миллиардов рублей вместе, конечно же, с Фондом обязательного медицинского страхования будет направлено на развитие медицины и здравоохранения. Это рекорд. И какие приоритеты мы ставим перед собой? Кадровый. Сегодня мы понимаем с вами, что основная сложность в оказании медицинской помощи – определенный кадровый дефицит.

Пермский край неплохо смотрится по обеспеченности медицинским персоналом по сравнению и с ПФО, и со средне-российским показателем. Но, тем не менее, проблем хватает. Поэтому в бюджете мы закладываем увеличение финансирования программы «Земский доктор» в два раза. Будем продолжать программу «Земский фельдшер» и будем работать с нашей медицинской академией, чтобы оставить максимальное количество выпускников на территории Пермского края и привлечь их к работе в наших медицинских учреждениях, создавая им условия для работы. А эти условия будут создаваться за счет выстраивания новой инфраструктуры.

Очень амбициозные планы – до конца 2023 года мы планируем реализацию 24-х крупных объектов здравоохранения, не считая фельдшерско-акушерские пункты. Об этом также будет сказано чуть дальше. 8 миллиардов рублей мы планируем инвестировать в этом направлении. Эти стройки, уважаемые коллеги, вы прекрасно знаете, работая в территориях, – долгожданные. Они перечислены на слайде, я подробно их перечислять и останавливаться не буду. Но еще раз, эти объекты очень ждет население, поэтому мы обязаны эти стройки реализовать.

Следующий слайд. Я уже говорил о фельдшерско-акушерских пунктах. Мы будем продолжать реализацию проекта по ФАПам. Программа до 2022 года, но я уже сейчас вижу необходимость продления этой программы, поскольку у населения это востребовано. Поэтому дальше будем смотреть, исходя из ситуации, и еще раз повторюсь, что считаю правильным продолжать за 2022 годом реализацию этих программ.

Доступность медицинской помощи. Я уже говорил, что основной принцип моей работы, работы моей команды – отсутствие дискриминации жителей Пермского края. Где бы люди ни проживали, они должны быть максимально приближены к лучшим показателям: получать социальную услугу, медицинскую помощь, образование и так далее. Поэтому проект «Выездная поликлиника», который был запущен в этом году, мы будем дальше тиражировать. Это, собственно говоря, выезд наших лучших врачей на место и проведение ими обследований людей, которые нуждаются в этом и в оказании медицинской помощи.

Развитие санитарной авиации, службы скорой помощи. Всё это вы можете наблюдать на слайде.

Оснащение наших медицинских учреждений высококлассным оборудованием. В этом году мы уже закупили достаточно большой объем тяжелого оборудования – КТ, МРТ, УЗИ, и будем продолжать также направлять денежные средства. Наша главная задача – исполнение показателей национальных проектов, в которых регион участвует, и исполнение майских указов президента. Этим и будем мы с вами заниматься.

Не менее значимой является цифровизация медицинской отрасли. Это направление тоже должно быть продолжено, поскольку скорость и качество медицинского обслуживания сейчас не может обходиться без развития информатизации. Это и замена компьютерного оборудования, и телемедицинские консультации, и информационные стенды в самих поликлиниках.

Здесь на что бы хотел обратить внимание своих коллег в правительстве: конечно, нам нужно более четко научиться расходовать бюджетные средства на капитальные ремонты и текущий ремонт поликлиник и больниц. Направление это уже задано. Вы сами видите, особенно по детским поликлиникам, в рамках единого брендбука идут положительные изменения. Сейчас поставлена задача о создании единого брендбука и по палатам, в которых будут находиться наши граждане на лечении. В общем, это направление мы обязаны сохранить и продолжить.

Следующий слайд. Две основных проблемы, от которых страдает население, это онко- и сердечно-сосудистые заболевания. В этом году мы создали беспрецедентные условия, это трехуровневая система здравоохранения, по двум направлениям. С нуля создан фактически второй уровень лечения и оказания медицинской помощи по онкозаболеваниям. В 2021 году мы продолжим создавать центры амбулаторной помощи, еще будет три центра создано. По третьему уровню по онко в этом году была реализована в начале сентября новая система лучевой терапии, ОФЭКТ-КТ. Как житель Пермского края о ПЭТ-КТ слышал, наверное, лет 10. В этом году мы эту систему запустили.

Кроме того, мы должны обратить внимание на создание системы реабилитации. В Пермском крае она отсутствует. Соответствующие поручения даны. Будем эту программу создавать и реализовывать.

В рамках борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями продолжаем предоставлять бесплатные препараты для людей и выдачу льготных лекарств. Всё это будет реализовано. Мы рассчитываем, что все эти меры будут способствовать увеличению продолжительности жизни жителей Пермского края. И наша задача – чтобы с 2023 года продолжительность жизни превысила 73 года. Важно, чтобы мы относились к системе здравоохранения очень бережно. Слово «реформы» в медицинской отрасли ассоциируется с развалом, разрухой. Мы должны не реформировать, а модернизировать и улучшать медицинскую отрасль, и этим будем, конечно, заниматься. Сейчас это основной приоритет.

Пожалуйста, следующий слайд. Перехожу к социальной поддержке населения. 85 миллиардов рублей на трехлетку предусмотрено. Ежегодный рост в этом направлении – 2 миллиарда рублей. Это тоже знаково для нас. Каждый третий житель Пермского края будет получать меры поддержки.

В 2020 году были введены новые меры поддержки: ежемесячная выплата для малоимущих семей с детьми 3-7 лет, предоставление малообеспеченным семьям помощи к 1 сентября для подготовки детишек к школе.

Мы будем продолжать развивать службу социальных участковых, чтобы социальная помощь была ближе к людям, и они могли больше пользоваться ей.

Продолжаем, и будем реализовывать проекты, связанные со строительством инфраструктуры в этой сфере. Геронтологический центр в Перми на 150 мест построен. Уважаемые коллеги, кто не был в этом центре, всем рекомендую съездить посмотреть, – это действительно высококлассное учреждение мирового уровня, которого достойны наши люди. Сейчас мы договорились и ведем разговоры с федерацией по поводу того, чтобы создать в Кунгуре такой же центр на базе долгостроя кожно-венерологического диспансера. Вы прекрасно знаете – 20 лет это здание стоит. Будем его задействовать.

В этом году – и спасибо вам, что вы поддержали инициативу, – были введены льготные проездные для ветеранов труда, их раньше не было. Свыше 7 тысяч пожилых людей получают помощь и уход на дому. Ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла получают ее бесплатно.

Молодые семьи. Демография нас заставляет всё больше и больше внимания обращать на рождаемость, и не только в медицинской, но и в социальной сфере. Программа по улучшению жилищных условий «Молодая семья» должна быть увеличена. И будем здесь работать с федерацией по получению дополнительного софинансирования. Мы рассчитываем, что более 6 тысяч молодых семей улучшат свои жилищные условия, и денежные выплаты семьям также при рождении ребенка будут сохранены. Тогда охват мерами поддержки будет порядка 23 тысяч семей.

Еще одна наша задача в рамках социальной политики – решение проблемы безработицы. На это обращал внимание президент. За последние несколько месяцев сделано достаточно много. Сейчас созданный банк вакансий насчитывает 21 тысячу свободных мест. Через улучшение работы службы занятости удалось наладить переподготовку, ускоренную переподготовку жителей. Мы считаем, что благодаря развитию экономики и промышленности мы справимся с задачей, наша цель на 23-й год – достичь уровня безработицы не более 3,3%. Тоже амбициозная задача, но, считаю, все шансы справиться с ней у нас имеются.

Бюджет предусматривает рост зарплат бюджетников. При этом я считаю совершенно справедливым, без всякого позерства, не увеличивать зарплаты чиновников, мы это тоже на комитетах с вами обсуждали. При сегодняшних условиях это правильно.

Переходим к образованию. Это стратегическая отрасль, и 128 миллиардов рублей мы планируем на нее направить. Сумма достаточно весомая и существенная. Я уже говорил о зарплатах бюджетников: мы планируем, что по итогам 20-го года на 8% вырастет зарплата учителей. У нас введена доплата за классное руководство, 14 тысяч педагогов ее получают.

Дополнительные выплаты пошли на зарплату воспитателей в детских садах.

Ну и, конечно же, кадровый вопрос особенно в сельской местности, он тоже уместен. Его мы планируем решать за счет выплат и реализации программы «Земский учитель». Это направление также будет сохранено в бюджете.

Мы должны реализовать беспрецедентный объем инвестиций в инфраструктуру образовательных учреждений. В этом году мы рассчитываем на открытие 5 новых школ и 17 детских садов. Не забываем о занятиях спортом. Исходя из рождаемости, на трехлетку планируем построить 23 школы на 13 тысяч и 7 детских садов на 1100 мест.

Впервые создаем условия для обучения в техникумах – это общежития, это реконструкция и строительство новых корпусов. Конкурс в этом году в Авиационный техникум составил 14 человек на место. Это больше чем на самые популярные факультеты университетов. Это означает, что трудовые высокотехнологичные специальности – это будущее, будущее нашего региона. Поэтому мы и должны заниматься переоснащением лабораторией и материально-технической базой наших средних специальных образовательных учреждений. И в этом направлении работа ведется, и хорошо, что она ведется с нашими основными крупными предприятиями, такими как «Протон-ПМ», «Метафракс», «Авиадвигатель». Дальше мы будем продолжать эту работу развивать. 1600, извините, новых бюджетных мест создано в этом году для средних профессиональных образовательных учреждений, и считаю, что эта работа тоже должна быть продолжена.

Центр опережающей профессиональной подготовки, который может охватывать порядка 1,5 тысячи человек ежегодно, – это та мера, которая, в том числе, будет способствовать снижению безработицы. Центр профессиональной подготовки – это не только молодые люди, это и люди предпенсионного возраста. И он открылся.

Мы должны заниматься переоснащением средних образовательных учреждений, школ. И мы в этом году приобрели новое оборудование для школ, занимались подключением к интернету, поставили компьютеры, реализовали информационную систему ЭПОС, охват 100% в этом году, в прошлом году были отпилотированы несколько школ.

В дошкольные образовательные учреждения никогда, мне кажется, не покупалось оборудование, те же самые игрушки развивающие, например, для робототехники. И 100 детских садов были оснащены новым оборудованием. Мы рассчитываем, что за следующую трехлетку еще 300 детских садов будут оснащены таким же оборудованием и игрушками.

Продолжим обновлять учебники, 320 миллионов рублей будет направлено из бюджета на покупку новых учебников для наших школьников.

Дополнительное образование. Мир меняется, и современный мир требует не просто обучения по общим образовательным программам, он требует еще и специализации определенной. Эта специализация должна происходить от детского садика. Как я уже сказал, – это те же самые развивающие игрушки робототехники, которые будут прививать навыки нашим детишкам. Мы сделаем упор на развитие дополнительного образования. Это и создание технопарков, и создание в сельской местности преимущественно таких центров, как «Точка роста». Я в этих центрах бывал, это действительно замечательные классы с современным оборудованием, которые, опять же, будут прививать навыки нашим детям. Это создание и развитие школы для одаренных детей «Академия первых». Сейчас эта школа будет базироваться в школе «Мастерград» на Пролетарке. Но мы уже сейчас проектируем новое здание и рассчитываем, что начнем его строить в 22-м году.

Цифровая грамотность, IT-кубы. Это направление тоже будет развиваться в следующую трехлетку. Мы считаем, что это направление позволит охватить дополнительным образованием порядка 300 тысяч детей. Для нас это очень важно.

Следующее. Экономика. Я говорил о том, что вопросы занятости, вопросы пополнения бюджета – они не могут существовать без мер поддержки экономики, ее развития. В Пермском крае реализуется очень много инвестиционных проектов на сумму более 1,5 триллионов рублей. Мы рассчитываем на реализацию этих проектов, и очень важно, что они все подтверждены, несмотря на непростую ситуацию во внешней экономике. Мы рассчитываем, что реализация этих проектов позволит создать примерно 10,5 тысячи рабочих мест, причем новых рабочих мест. При этом еще у нас есть проекты в сфере строительства, в сфере логистики, а это еще дополнительно 6 тысяч рабочих мест. Эти инвестиционные проекты являются амбициозными, задачи региональных властей – способствовать их реализации, бережно относиться к инвестору и создавать ему максимально благоприятные режимы в налоговой сфере. Для этого мы вместе с вами уже в этом году приняли ряд нормативно-правовых актов. Это вопросы по понижающей ставке налога на прибыль и инвестиционный налоговый вычет. Скидка по налогу на прибыль в Пермском крае существовала. Мы предоставляем определенную скидку в обмен на инвестиции. На инвестиции, которые в конечном итоге приведут к увеличению налогооблагаемой базы и поступлению в наш региональный бюджет.

Еще один интересный проект, который в этом году запустили с компанией «СИБУР», – создание особой экономической зоны. Сейчас завершается формирование земельного участка, и в следующем году будем выходить в Правительство РФ, чтобы регистрировать первую в регионе особую экономическую зону. Она будет направлена на то, чтобы развивалась средняя и малотоннажная нефтегазохимия. Мы рассчитываем, что сюда придут инвесторы – не только российские, но и иностранные. Уже ведутся переговоры с китайскими инвесторами и инвесторами из Азербайджана, из стран Европы. Поэтому этим нам предстоит также заниматься.

Поддержка среднего бизнеса. Региональный фонд развития промышленности в течение двух последних лет занимал первое место в стране, по итогам первого полугодия этого года – второе место. Мы поддерживаем достаточно большое количество проектов. И эта мера, с моей точки зрения, является оправданной.

Моногорода, территории опережающего экономического развития, по Чусовому проект успешно завершается. Вопросы, связанные с безработицей, кардинальным образом решены. Приведу пример тепличного комплекса, после реализации которого в этом году будет создано порядка 400-500 рабочих мест. И в принципе, это закрытие потребности Пермского края в тех же овощах практически на 90%.

На что будем обращать внимание – на развитие ТОСЭР «Нытва». Здесь еще предстоит поработать. По динамике прироста резидентов по ТОСЭР считаю, что перспективы достаточно неплохие, несмотря на все экономические условия. В следующем году, например, в ТОСЭР «Нытва» начнут реализовывать производство эндо-протезов из углеволокна. Это инновационная продукция государственной корпорации «Стратегические ракетные вооружения».

Следующий слайд – поддержка малого и среднего предпринимательства. В экономически сложной ситуации пострадали именно малые предприятия. Мы создали Агентство, которое целенаправленно будет заниматься малым бизнесом, помогать ему. Продолжат функционировать микрофинансовая компания, Корпорация развития субъектов малого и среднего предпринимательства, будут льготные займы, поручительства – в общем, «финансовое плечо», которое поможет бизнесу более-менее себя чувствовать и планировать развитие. Мы продолжим программу субсидирования бизнес-проектов для малых предприятий – на компенсацию приобретения техники по прямым договорам или через лизинговые договоры. Всё это будет продолжено, и мы рассчитываем на непросто сохранение на том же уровне субъектов малого предпринимательства, но и их рост, и рост, в связи с этим, рабочих мест. Наш расчет, что к 2023 году мы должны по местным производителям достичь доли в торговых сетях на уровне примерно 27%.

Центр поддержки экспорта – мы в числе 11 пилотных регионов Российской Федерации. В этом проекте мы также будем компетенции наращивать.

Агропромышленный комплекс – целое направление, более 10 миллиардов рублей государственной поддержки целесообразно туда направить. Еще одно ключевое направление развития – село, поскольку годами вся инфраструктура ветшала. Поэтому комплексное развитие сельских территорий – одно из важных направлений. Это строительство инфраструктуры (школы, больницы), тех же самых домов культуры, и дорог, и сетей газоснабжения – и всё это приоритет. Этот приоритет должен позволить остаться людям на селе и жить в комфортных условиях, работать и создавать продукцию. Мы считаем, что у нас есть все шансы, что к 2024 году мы закроем потребности Пермского края в сельхозпродукции на 95%. В этом году мы скорректировали приоритеты государственной поддержки, предусмотрев возможность ее получения на переработку сельхозпродукции, в частности, молока и зерна. Для чего это было сделано? Для того чтобы мощности, которые будут создаваться по переработке сельхозпродукции, позволили нам выращивать всё больше и больше сельхозпродукции и задействовать те земли, которые не используются сейчас. Считаем, что мы должны за трехлетку еще дополнительно ввести в севооборот с помощью таких механизмов более 20 тысяч гектаров земли и прирасти по производству молока на 12%.

У нас достаточно неплохие инвестиционные проекты. Это не только мелкие фермы, мы рассчитываем, что в следующем году начнется реализация мега-ферм: по численности крупного рогатого скота более 2 тысяч.

Пожалуйста, следующий слайд. Градостроительная и жилищная политика. Здесь хотел бы обратить внимание на две вещи. Есть у нас проблемы и сложности. Вы прекрасно все знаете процент исполнения нашей Адресной инвестиционной программы. Поэтому я считаю, что нам надо научиться строить и исполнять все наши обязательства. И, конечно же, там меньше 30% исполнения АИП, по итогам 19-го года, – просто позорище! Поэтому задача перед строительным блоком правительства стоит: в этом году как минимум исполнить инвестиционную программу региона на уровне 60%, а в 21-м приблизиться к показателю «90 плюс». Над этим тоже будем работать. Тем не менее, несмотря на сложности, у нас идет рост ввода жилья. По сравнению с 2019-м, мы прирастаем по темпам больше 10%. И дальше, исходя из наших показателей, исходя из наших планов, мы должны будем наращивать темпы стройки. Для этого мы с вами должны создать комфортные механизмы по предоставлению земельных участков (застройщикам – прим. ред.). Для этого мы должны создать условия для привлечения частных инвестиций, для развития застроенных территорий. Мы возобновляем этот проект в регионе, поскольку, помимо ввода жилья, он поможет нам решить еще одну очень важную проблему – ликвидировать ветхое и аварийное жилье, которого в регионе достаточно много. Мы, к сожалению, здесь пока одни из лидеров со знаком минус – и в Приволжском федеральном округе, и в России в целом. На сегодня требуется расселить более 800 тысяч квадратных метров жилья. При этом мы активно участвуем в федеральной программе. И есть региональная программа по расселению домов, признанных аварийными после 1 января 2017 года. И достигнута договоренность концептуальная с Федерацией, чтобы федеральное финансирование сдвинуть влево, тем самым увеличив темпы расселения наших жителей. И, конечно, мы хотим, чтобы к 2023 году порядка 18 тысяч жителей Пермского края улучшили свои жилищные условия. При этом могу сказать, что по темпам расселения мы сейчас являемся лидерами в Приволжском федеральном округе. Эту динамику надо будет продолжить.

Отдельно надо сказать о жителях, которые попали в зону техногенной катастрофы в Березниках. Проект очень сложный, с сорванными сроками. Но ставлю перед собой задачу темпы стройки нагонять и, соответственно, также ускорять темпы ввода жилья в микрорайоне «Любимов». При этом микрорайон «Любимов» для нас не просто дома, это инфраструктура – детские сады, школы, ФОКи. И рассчитываю, что если уж не в конце этого года, то в первом квартале следующего года мы начнем передавать эти социальные объекты жителям этого микрорайона.

Дальше. Естественно, что градостроительная политика не может существовать без комфортной городской среды. Здесь мы неплохо выглядим, и в два раза перевыполняем план национального проекта по вводу дворовых территорий и общественных территорий. Обустройство наших дворов будет продолжено и в 2021, 2022 и 2023 годах. Обращаю внимание на качество выполнения работы. Здесь требуется контроль. И вот тут депутатская помощь нам тоже необходима, поскольку работа на местах – нам в помощь, и ваша работа позволит нам более четко контролировать этот процесс.

Мы должны заниматься развитием и коммунальной инфраструктуры. Вопросы газификации. В этом году мы подписали одно из первых соглашений с «Газпромом» по реализации инвестиционной программы данной компании. В 3,7 раза на пятилетку компания увеличит инвестиции в газовую инфраструктуру Пермского края, и наша задача – чтобы в рамках нашего бюджетного периода до 2023 года мы еще подключили к газу порядка 22 тысяч домовладений и на 10% увеличили долю газификации в сельской местности. Этим также будем, коллеги, с вами вместе заниматься.

Вопросы теплоснабжения. Это вопросы безопасности, и мы собираемся продолжать обустройство и строительство котельных. Порядка 20 котельных на трехлетку мы запланировали переоснастить. Это перевод и на более дешевое, экологичное топливо, такое, как газ. Это позволит нам решить закоренелые проблемы долгов перед ресурсниками. Много лет я слышал о котельных в Нытве. В этом году они запущены и работают. В планах у нас – модернизация систем теплоснабжения в Лысьве и Чусовом. Мы работаем здесь с частными концессионерами, и, думаю, в следующем году мы соответствующее концессионное соглашение подпишем. И будем рассчитывать на большой объем частных инвестиций по переоснащению соответствующих систем ЖКХ.

Дальше. Дорожное хозяйство, дорожное строительство. 55,5 миллиарда рублей должно быть направлено на данное направление. При этом дорожный фонд у нас вырос чуть меньше чем в 3 раза по сравнению с тем же самым 2016 годом. И у нас амбициозные задачи по ремонту автомобильных дорог – ежегодно не менее 800 километров ремонтируют, – и по новому строительству. При этом очень существенные средства из регионального бюджета будут направлены на поддержку качества муниципальных дорог. Вы сами ездите и видите, что всё равно качество региональных дорог улучшается, но муниципальные дороги еще в достаточно плачевном состоянии. Поэтому часть дорог будем поднимать на региональный уровень и приводить их в нормативное состояние.

На слайде перечислены ключевые инфраструктурные проекты. Здесь первые два проекта, естественно, М7 и Пермь–Екатеринбург. Это федеральные обязательства. И могу вам доложить, что все договоренности по темпам расширения полотна данных трасс сохраняются, и мы рассчитываем, что в ближайшие 3-4 года они будут в исполнении «4 полосы». Мы со своей стороны продолжили реализацию таких крупных проектов, как улица Строителей, трасса Соликамск–Березники. Сложно, но мы должны здесь принять все необходимые меры по реализации проекта моста через Чусовую. Обход Чусового мы запустим уже в ноябре – по тому участку дороги, который тоже являлся, по сути, долгостроем. В следующем году полностью оформим и сдадим в эксплуатацию эту дорогу, которая разгрузит центральную часть данного города.

И будем заниматься привлечением частных инвесторов. В этом году закончим проектирование Северного обхода Перми, и здесь работа ведется с таким институтом развития, как ВЭБ. Это дорога Кунья–Губаха, более сложный проект, но также есть шансы реализации по модели ГЧП. Также мост через Каму, о котором мы говорили с президентом и который получил его поддержку и одобрение.

Следующий слайд: реализация дорожных проектов требует, конечно же, и более комфортного передвижения по ним. Мы считаем, что должны сделать определенный прорыв в транспортной отрасли, в обновлении подвижного состава. На улицах Перми появились новые автобусы. И это не только частные инвестиции. Мы закладываем в бюджете обновление автобусного парка. И считаем, что автобусный парк должен обновляться и на пригородных пассажирских направлениях. Также это обновление и трамваев, и – важное направление – ремонт трамвайных путей в краевой столице, которые в достаточно плохом состоянии.

Новое для нас направление – развитие пригородного сообщения с помощью электрички «Ласточки». В этом году мы запустили сообщение Пермь–Краснокамск. Конечно, мы понимаем, что любое новое сообщение требует приложения множества усилий, поскольку к этому направлению пассажиры должны привыкнуть. Для этого работаем над тарифным меню. Будем дальше развивать направления, такие как Пермь–Закамск, и развивать так называемое «наземное пермское метро» – это для нас является одним из приоритетов.

Мы также видим перед собой задачу обновления автовокзалов. По модели ГЧП планируем привлечение частных инвестиций. Считаем, что за трехлетку сможем порядка 20 объектов отремонтировать – в текущем или капитальном режиме.

Существенные деньги мы вкладываем в безопасность дорожного движения – камеры, прочие мероприятия. И здесь, я считаю, каждый рубль себя оправдывает, поскольку за 5 последних лет снизилась смертность в ДТП в 2 раза, и это жизни наших с вами сограждан.

Следующий слайд – развитие территорий. 37 миллиардов рублей планируется в данном направлении. Мы понимаем, что нам надо поддерживать наши муниципалитеты, поскольку бюджеты их не такие уж хорошие, и на них тоже влияет ситуация с коронавирусной инфекцией и экономическими спадами. Поэтому мы сохраняем единую субсидию, которая будет направлена на инвестиции в инфраструктуру муниципалитетов.

Мы направляем деньги на программу переселения – порядка полумиллиарда рублей. Это компактное проживание людей, это закоренелые вопросы того же КУБа, это северные наши поселки, в которых 2-3 дома, но мы вынуждены содержать инфраструктуру, которая нам дорого встает. Вот всем этим мы также планируем заниматься и направлять туда денежные средства.

Дальше, следующий слайд – несколько слов о цифровизации. У нас в регионе за последние годы темпы по этому направлению достаточно неплохие набраны. В этом будущее. Темпы надо поддерживать. Ставим перед собой амбициозные задачи попасть в ТОП-10 регионов по развитию в IT-сфере. Считаем, что здесь есть и перспективы для трудоустройства. Рассчитываем, что за ближайшую трехлетку количество занятых в этой сфере достигнет более 22 тысяч. Очень важно для нас через цифровизацию решать социальные проблемы: через призму подключения нашей социальной инфраструктуры к интернету. Мы рассчитываем, что фактически эту проблему мы должны за трехлетку закрыть.

Очень важное направление – покрытие сотовой связью региональных дорог. Знаю, что вы тоже этим озаботились и всегда об этом говорите. Федеральное законодательство поменялось, и закон «О связи» позволил нам получить региональные полномочия, чтобы заниматься сотовой связью на дорогах. Рассчитываем, что проблему мы должны эту закрыть на 98% к 2023 году. Ну, и вопросы сервиса – рассчитываем, что практически 100% цифрой будут закрыты наши все сервисные услуги, это, как я уже называл, электронная программа обучения ЭПОС, облачная бухгалтерия, программа «Умный лес». Мы будем дальше для связи с населением продолжать развивать наш проект «Управляем вместе». Вопросы, связанные с цифровизацией ЖКХ, чтобы можно было четко контролировать качество ремонтов дворовых пространств. И проект, о котором мы летом заявили, тоже будем реализовывать – это цифровая карта жителей Пермского края. Далеко не каждый регион может себе это позволить. Мы считаем, что мы достойны того, чтобы этот сервис был реализован на территории нашего родного региона.

Культура и туризм. 25 миллиардов рублей будет выделено на это направление. Это, конечно же, реализация опять же инфраструктурных проектов. Помимо нашумевших и анонсированных давно больших строек, таких как Художественная галерея, Театр оперы и балета, ТЮЗ, Пермская филармония, мы не должны забывать о сельской местности, и направление культуры в этой части очень сильно востребовано. Например, те же самые автоклубы: население действительно очень довольно, что у нас появился такой инструмент и механизм в регионе. Это социальные кинозалы, модельные библиотеки.

Вот тут бы тоже хотел сказать про один проект – рибейт. Это выделение из бюджета небольших средств на то, чтобы компенсировать затраты съемочным группам по съемкам фильма. Это нужно оставить и, несмотря на сложности, даже где-то приумножить. Почему? Потому что эти фильмы будут прославлять Пермский край, и в этих фильмах будет отражаться история Пермского края, наша жизнь, а это – привлечение туристического потока. Мы ставим перед собой амбициозную задачу – довести туристический поток до нескольких миллионов человек, и этим тоже будем заниматься. Туризм для нас будет одно из приоритетных направлений в ближайшую трехлетку.

Когда я говорил о крупных стройках, я хотел бы сказать, что мы, несмотря на то, что бюджет именно так сформировали, будем добиваться федерального софинансирования, и, в частности художественная галерея, тоже слышу, особенно в средствах массовой информации, что проект тяжелый, с точки зрения большого финансирования. Но у нас уже есть одобрение курирующего вице-премьера господина Чернышенко, есть протокол, где есть поручение предусмотреть федеральное финансирование на данный объект. И по Театру оперы и балета того же самого будем добиваться. По Театру юного зрителя, по малой сцене, есть концептуальная договоренность, что это будет реализация всех частных денег с последующей передачей данного объекта нам в собственность.

Мы впервые заложили в бюджет финансирование реставрации объектов культурного наследия. Считаю, что это наша история, мы должны максимально ее сохранить. Впереди в недалеком будущем юбилей Перми и нашей исторической столицы – Соликамска. Без истории будущего быть не может, поэтому мы совершенно обоснованно должны думать, как сохранить наше наследие.

Спорт. 14 миллиардов рублей мы планируем направить на обновление инфраструктуры по спорту. Это тоже достаточно амбициозные, крупные проекты, такие как, например, стадион «Энергия». Сейчас он проектируется, и в следующем году мы рассчитываем, что начнется стройка. Это вопросы, связанные с реконструкцией манежа «Спартак», строительство ледовых арен, возможность реализации нового универсального Дворца спорта на 10 тысяч посадочных мест с помощью федерального финансирования, с помощью частных инвестиций, – мы этим тоже сейчас плотно занимаемся. Универсальный Дворец спорта проектируется, и мы считаем, что по истечении года сможем рассчитывать на начало стройки.

Для чего это всё делается? Для того чтобы дальше, уважаемые друзья, после юбилея краевой столицы, Пермь могла претендовать на крупные международные спортивные соревнования и стать центром притяжения людей, иметь возможность привлечения федеральных средств на дальнейшее развитие. Задумка именно такова.

При этом мы с вами понимаем, что даже более важным является массовый спорт, и наша задача к 2023 году достичь 50%-ного уровня занимающихся спортом. Для этого будем, помимо наших крупных инфраструктурных объектов, заниматься еще и небольшими, строительством небольших спортивных площадок, стадионов – всё это заложено в бюджете. Но опять же, задача не только это реализовывать. Считаю, что спорт, занятия спортом, должны всё больше пропагандироваться и быть просто модными. У нас достаточно большое количество граждан бегают по улицам и занимаются скандинавской ходьбой. Наша задача это всё пропагандировать. Для этого мы хотим формировать новые спортивные мероприятия, заниматься мотивацией этого направления в будущем.

Буду завершать свое выступление, свой доклад тем, что Пермский край – наше общее будущее, поскольку нам с вами здесь жить, несмотря на все политические циклы. Следующий год будет достаточно насыщенный на политические события – это и выборы в Государственную Думу, и выборы в Законодательное Собрание, и в муниципальные органы. Кто-то из вас примет решение дальше идти по пути работы депутатом, а кто-то примет другое решение. Кого-то поддержит население, кого-то, может быть, нет. Но, несмотря на все результаты предстоящих политических событий, я бы хотел в очередной раз вам сказать: только сообща, только вместе мы сможем сделать так, чтобы жизнь Пермского края была более комфортной, и жители Пермского края по праву гордились, что они живут на этой земле.

Спасибо вам большое за внимание!