Размер шрифта: а а а
Цвет сайта: ц ц ц
Изображения: Выкл. Вкл.
Все новости Скачать фотографию
От первого лица

Стенограмма доклада губернатора Пермского края о проекте бюджета Пермского края на 2020 год и плановый период до 2022 года

24 Октября 2019
Поделиться
Презентация к выступлению губернатора Пермского края Максима Решетникова.

Доклад

губернатора Пермского края на пленарном заседании Законодательного собрания Пермского края

 

            г. Пермь                                                                                                                        24 октября 2019 г.

   

Уважаемый Валерий Александрович!

Уважаемые депутаты, коллеги,

жители Пермского края!

Сегодня представляю проект регионального бюджета на ближайшие три года.

От чего мы отталкивались, составляя этот бюджет?

За прошедшие три года рост промышленности в крае составил 9%. И положительная динамика сохраняется.

Растут ключевые отрасли – химия, нефтедобыча, нефтепереработка, машиностроение, лесопромышленный комплекс. Видим позитивную динамику за первые три квартала этого года и по другим показателям:

– рост на 2% объёмов грузоперевозок железной дорогой,

– на 3% увеличился объём работ в строительстве,

– и главное, рост реальной заработной платы за восемь месяцев более 2%.

В малом бизнесе растут и обороты, и налоговые поступления.

Объём производства сельхозпродукции, по оценкам, до конца года составит 45 млрд рублей. Это на 5% выше уровня прошлого года.

Прирост производства тесно связан с инвестициями. Общий инвестиционный портфель наших крупных предприятий – 78 крупных проектов на 1,5 трлн рублей. Это позволит создать не менее 10 тыс. новых рабочих мест к 2024 году.

Буквально на днях перечень инвестпроектов пополнился еще одним: во вторник компания «ЛУКОЙЛ» приняла принципиальное решение о новом этапе развития «Пермнефтеоргсинтеза» – строительстве комплекса каталитического крекинга. По оценкам, объём инвестиций – до 100 млрд рублей. Это новые налоги, новые рабочие места в крае.

Кроме того, приступили к реализации крупных проектов в сфере коммерческой недвижимости. В ноябре на территории бывшей шоколадной фабрики девелопер приступит к строительству крупного многофункционального центра с гостиницей мирового уровня. В районе бывшего ипподрома строится торгово-развлекательный центр. Площадь только этих двух объектов составит более 320 тыс. кв. м. Это не только новые точки притяжения, центры активности, возможности для бизнеса, но это ещё и 5 тыс. новых рабочих мест.

В следующем году должны стартовать новые крупные проекты в инфраструктуре – транспортно-пересадочные узлы, реконструкция железной дороги Пермь – Соликамск; в 2021 году начнём строительство нового железнодорожного моста через Каму.

Рост инвестиций в первом полугодии составил 7%. По итогам года оценка, может быть, даже чуть больше будет. В 2020 году инвестиции в край превысят 300 млрд рублей.

Всё это задаёт уверенный тренд на формирование налогооблагаемой базы. В первую очередь по налогам на имущество и по налогам на доходы физических лиц.

Ожидаем, что по итогам текущего года доходы составят более 120 млрд рублей, с ростом до 10% к прошлому году.

Вместе с тем темпы роста этих налогов могли бы быть существенно выше, если бы не ряд федеральных решений.

Во-первых, освобождение от налогообложения всего движимого имущества. По 2019 году оценка выпадающих доходов 2,6 млрд рублей. И к сожалению, эта оценка будет расти. Потому что многие предприятия сейчас, в связи с отсутствием чётких критериев между недвижимым и движимым имуществом, очень многое недвижимое имущество переквалифицируют в движимое. Для предприятий это, конечно, благо – мы понимаем, что снижается налоговая нагрузка, но для бюджета края это ощутимые выпадающие доходы.

Во-вторых, продление решения о централизации 1% налога на прибыль до 2024 года.

И наконец ограничение переноса убытков 2021 годом.

Учитывая названные факторы, на следующий год заложен более скромный прирост доходов – на уровне 4,4%. В среднем на трёхлетку – 5,8%.

Также в проект бюджета заложен размер дотаций с федерального уровня 3,7 млрд рублей. Коллеги, важно понимать, что это неокончательные цифры. Объём дотаций в федеральном бюджете, как вы знаете, к первому чтению не распределён. Будет распределение только ко второму чтению. Методики пока ещё непонятны. На следующей неделе будет комиссия по региональному развитию, и мы рассчитываем, что какие-то цифры Минфин до нас доведёт. Поэтому в проекте объём нецелевых трансфертов пока ниже того, что мы видим в 2019 году.

Теперь о приоритетах в расходах.

Первое. Это реализация национальных проектов. Мы участвуем во всех 12 проектах. На их финансирование ожидаем привлечь в следующем году в районе 10 млрд рублей. Необходимые средства на софинансирование в бюджете заложены.

Второе. Сохранение и индексация мер социальной поддержки, фонда оплаты труда работников бюджетной сферы. Считаю это важнейшей задачей в текущем моменте, важнейшей задачей при принятии бюджета на будущий год.

Меры социальной поддержки проиндексированы на 4%, которые являются и минимальным, подчеркиваю, минимальным ориентиром и для роста заработной платы.

Важно также обеспечить реализацию важнейших инфраструктурных проектов. Поэтому доля расходов бюджета развития за трёхлетку увеличится с 22 до 26% в структуре расходов бюджета. На следующий год бюджет развития – 37 млрд рублей.

Четвёртое. Объём поддержки нашим муниципалитетам. По сравнению с 2016 годом он вырастет в 2,5 раза. Особый приоритет – объединяющимся территориям.

Теперь об основных направлениях расходов бюджета подробнее.

Здравоохранение

Мы больше двух лет концентрировали внимание именно на первичном звене. И продолжим это делать. Исходим из того, что любой житель Пермского края должен получить медицинскую помощь в соответствии с государственной программой гарантий – по объёмам, по видам, по срокам, вне зависимости от места жительства.

Для этого президент поручил регионам разработать программы модернизации первичного звена, которые должны, по сути, уточнить всю систему оказания медицинской помощи, которая не обновлялась не годы даже, а десятилетия.

Конечно, основная проблема здесь – узкие специалисты, их доступность. Мы понимаем, что у нас три пути:

Первый – привлекать новых специалистов в посёлки, на село, в небольшие населённые пункты. Но давайте честно скажем, что, несмотря на все программы привлечения молодых специалистов в сельскую местность, а мы их точно будем все продолжать, тем не менее сложно мотивировать врача после восьми лет учёбы в Перми уехать в отдалённую территорию. Притом что дефицит специалистов есть и в самом краевом центре!

Поэтому второй путь – обеспечить оказание помощи в отдалённых районах выездной работой. Помимо выезда бригад из краевых учреждений (то, что мы уже практикуем и за последние два года на регулярную основу поставили), надо привлекать врачей из городов к работе в районных больницах на регулярной основе. И создать для этого систему мотивации.

Путь третий – обеспечить транспортную доступность в составе медицинской услуги. То есть иными словами отправлять пациента в поликлинику или больницу на транспорте медорганизации. Такой проект реализовали в Кизеле, Губахе и Гремячинске. Планируем распространить этот опыт на северные территории. И собственно говоря, на все другие кластеры нашей медицины. Кроме того, предлагаю рассмотреть вариант компенсации людям из отдалённых территорий и расходов на общественный транспорт. Сейчас такую систему Минздрав прорабатывает.

Первичное звено – это ещё и основа развития двух ведущих направлений национального проекта: кардиологии и онкологии.

По онкологии

– В крае обследовали более 180 тыс. человек.

– Организовали работу восьми первичных онкологических отделений, где начали консультировать пациентов из близлежащих территорий, а также проводить химиотерапию. В планах – дооснастить их диагностическим оборудованием в рамках национального проекта.

Уже в этом году 26 новых онкологов приступили к работе.

– На базе больницы им. Тверье устанавливается сложное и дорогостоящее оборудование для проведения ПЭТ- исследований. Оборудование, как мне докладывают, уже установлено. Сейчас начата процедура лицензирования. Оборудование сложное, опасное, так что это займёт определённое время.

– Заканчивается ремонт помещений онкодиспансера, где установят два новых линейных ускорителя. Это даст возможность дополнительно пролечить около 1,5 тыс. в следующем году

В кардиологии:

– Заработали восемь межмуниципальных центров. Всего за четыре месяца кардиологи проконсультировали почти 10 тыс. человек. Половина из них – люди из территорий, где кардиологов в принципе не было. Так мы смогли перераспределить потоки, и теперь в Пермь направляют только самых сложных пациентов. Соответственно, помощь приблизилась к людям.

– При вашей поддержке, уважаемые депутаты, выделили средства краевого бюджета на приобретение лекарств для пациентов, которые перенесли сложные операции на сердце. За три месяца действия программы, с июля по сентябрь, почти 4 тыс. жителей края стали получать бесплатные лекарства по этой программе. Здесь такое хорошее подспорье будет.

Продолжая тему лекарственного обеспечения, отмечу, что с 2020 года будет увеличено финансирование лекарств для льготных категорий граждан. Будет расширен и сам региональный перечень.

Важная тема – развитие системы скорой и неотложной помощи, стирание территориальных границ.  Вместо 6 станций и 20 отделений в районах создаём 7 окружных станций скорой помощи с единой диспетчерской службой, которая будет координировать ещё и работу «неотложки». Результатом централизации служб станет более слаженная работа. Бригады могут страховать и оперативно подменять друг друга. Число бригад при этом, как минимум, не уменьшится. А мы смотрим возможности поставить дополнительное усиление, чтобы люди почувствовали рост доступности.

Санавиация. В 2019 совершила 152 вылета, оказана помощь 186 пациентам, в том числе 38 детям.

Продолжаем системную работу по обновлению больниц и поликлиник: на ремонт и стройку в следующем году заложено 4,3 млрд рублей.

В целом, по сравнению с 2016 годом, финансирование здравоохранения увеличилось в 2020 году в 1,4 раза.  Учитывая ещё и те дополнительные средства, которые поступают по линии ТФОМС. И при грамотном планировании, ликвидации неэффективных расходов этого более чем достаточно, чтобы обеспечить и доступность медицинской помощи, и достойную зарплату медикам.

Образование

За 3тригода мы на четверть увеличили финансирование отрасли. В следующем году расходы на образование увеличатся ещё на 1,8 млрд рублей. В школы и садики пойдут на 3 тыс. ребят больше, чем в этом году.

Увеличатся нормативы финансирования. При этом Минобразования предлагает бо́льший объём средств направить на городские школы, потому что именно там сложился самый большой дефицит учителей.

При увеличении зарплаты считаю важным повышение выплат классным руководителям. Сложно говорить о конкретных цифрах, потому что система оплаты труда устанавливается на уровне каждой отдельной школы. Показатели выплат зависят от школы, от числа детей в классе, от параллели, но, согласно рекомендации Минобразования, рост должен составить минимум 50%.

Следующий приоритет – цифровизация образования: интернет и wi-fi в школах, обновление компьютеров. На эти цели мы заложили на ближайшие три года по 400 млн рублей ежегодно.

Продолжаем развивать массовый спорт на базе школ. С 2016 года в семь раз увеличили финансирование ремонтов и оснащения спортзалов, строительства межшкольных стадионов. К 2022 году должны быть приведены в порядок все спортзалы в школах, где занимается от 500 человек, и более 80% всех пришкольных стадионов.

Нацпроект даёт серьёзные возможности и для развития талантливых детей.

– Открыли детский технопарк «Кванториум» в Перми. Обучение в нём уже прошли почти 2 тыс. человек. Сейчас создаем ещё два – в Березниках и Чусовом. Плюс есть передвижные технопарки.

– К 2022 году появится региональный центр «Сириус» для одарённых детей в интеллектуальной сфере. Тоже вместе с вами приняли решение создать новый объект.

– Сегодня, уважаемые коллеги, вы принимаете решение о включении в региональную инвестпрограмму строительства краевой детской музыкальной школы на 350 мест вместе с интернатом на 100 мест. Продолжаем целенаправленно развивать систему образования для одарённых детишек.

В крае долгое время «хронически» была недофинансирована система профессионального образования. Поэтому в 2020 году дополнительно предлагаем выделить 450 млн рублей на эти цели. 

Что это?

Во-первых, увеличение на треть норматива на текущее содержание учреждений. Вы знаете, норматива было недостаточно. Соответственно, наша база скорее ветшала, чем развивалась. Но теперь, с выделением этих денег, я рассчитываю, что мы ситуацию переломим.

Далее. Выделяем дополнительные средства на лабораторное оборудование и расходные материалы для участия в движении «Вордскилс».

А также выделяем средства на ремонт спортзалов.

Принято решение обеспечивать бесплатным двухразовым питанием студентов с ограниченными возможностями здоровья. Давно назревшее решение. Почти 1300 студентов будут получать такое питание.

Главное – увеличили контрольные цифры приёма на перспективные для края направления и заложили необходимые деньги. Ежегодно будем принимать по 1 тыс. ребят дополнительно. Важно, что ещё 600 мест новых появятся за счёт перераспределения средств на наиболее востребованные экономикой края направления. Это те ресурсы, которые система образования нашла внутри системы.

Наука и вузы. Сейчас всё дальнейшее развитие вузов будет тесно связано с проектом по созданию в крае научного образовательного центра мирового уровня. Это проект, который доверил краю президент страны. Мы берём всё лучшее, что в крае нарабатывалось десятилетиями: научно-инженерные школы, технологии, квалификации. Благодарен нашим предприятиям за активное участие и за поддержку этого проекта.

Культура 

Наша задача – создать здесь современную инфраструктуру. И в городах, и в небольших населённых пунктах. Для этого за последние три года в 225 Домах культуры провели ремонт, где-то обновили сцены, зрительные залы, закупили музыкальные инструменты, новое оборудование. В том числе и для показа фильмов и онлайн-трансляций музыкальных и культурных мероприятий. В следующие три года должны сделать ещё 310 Домов культуры.

Благодаря поддержке в рамках национального проекта обновляем музыкальные инструменты в школах искусств.

Один из новых ключевых проектов – кластер «Завод Шпагина» и развитие прилегающих территорий. Уже 7,5 тыс. кв. м площадей этого объекта вовлечено. Прошло более 50 самых разных мероприятий. В следующем году их будет более 130. За год площадку посетили 85 тыс. участников.

Из крупных инфраструктурных проектов – значительно продвинулись по художественной галерее . Буквально на днях пройден сложный этап – получена экспертиза на техническую часть проекта. Осталась ценовая экспертиза, и можно начинать отбор подрядчика на стройку и начинать строительство. Параллельно с этим мы впервые за 20 лет предлагаем выделить деньги на реставрацию фондов. Это важно для будущего переезда и открытия галереи на новом месте.

Идут проектные работы по новой сцене Пермского театра оперы и балета. Запланированы средства на проектирование краеведческого музея «Пермский период».

Идёт модернизация культурных пространств, туристических маршрутов и исторических территорий. Закончили большие реставрационные работы Белогорья, и годовой турпоток (поток паломников) увеличился на 20%. Преображаем Хохловку – ожидаем роста потока на четверть.

Приступаем к модернизации комплекса в Усолье. Параллельно – Соликамск, Чердынь, Оса, Кунгур. Кстати, по Кунгуру у нас заложены средства на модернизацию Гостиного двора. Документы проходят сейчас государственную экспертизу. Федеральный объект – федеральная экспертиза.

Массовый спорт 

За последние три года 180 тыс. человек начали заниматься спортом. Это следствие развития школьной и дворовой инфраструктуры, а также проведения ярких и масштабных соревнований. Кстати, со следующего года почти в два раза увеличиваем число массовых мероприятий в нашем краевом календаре.

Важно, что краю всё чаще доверяют проводить турниры высокого уровня по самым разным видам спорта.

Увеличили вложения в детский, юношеский, молодёжный спорт. Молодёжный спорт – это фундамент для наших профессиональных команд.

Социальная поддержка

Мерами социальной поддержки в крае пользуется 870 тыс. человек, то есть каждый третий житель края. И эта система постоянно развивается.

Вам предстоит сегодня рассмотреть в первом чтении закон, который содержит ряд важных изменений.

На встречах в территориях меня часто спрашивают о прекращении помощи, если семья чуть-чуть вышла за уровень «бедности». Я уверен, вам такие же вопросы постоянно задают. С 2020 года предлагаем установить переходный период: если прожиточный уровень превышен не более чем на 10%, то все меры продолжат своё действие ещё в течение года.

Также предлагается освободить все многодетные малоимущие семьи с 2020 года от оплаты вывоза мусора.

В этом году мы отработали запрос молодых семей. Сегодня более 11 тыс. семей ожидают государственной поддержки по программе «Молодая семья». Поэтому ежегодно мы увеличиваем краевую, а с 2020 года удалось добиться увеличения федеральной части программы. В результате мы сосредоточили на эти цели 1 млрд рублей в год. На 2020 год у нас по всем источникам 1 млрд рублей. За три года 9 тыс. молодых семей смогут решить свой жилищный вопрос.

И ещё одна новация. Во вторник на правительстве примем решение об увеличении региональной части выплаты. Это прямое следствие тех решений по бюджету, которые мы с вами приняли. Причина – потому что в ряде территорий у нас выплата рассчитывается исходя из стоимости жилья в 17–20 тыс. рублей за квадратный метр. Мы понимаем, что на эти деньги молодёжь ничего купить не сможет. Поэтому мы поднимаем размер и говорим о том, что нижняя планка выплат будет рассчитываться исходя из не менее двух третей общекраевого уровня. По нынешним цифрам это 31 тыс. рублей. То есть никаких 17–20 тыс. рублей не будет. В этом случае применяется 31 тыс. Более того, мы распространим... чтобы не было ощущений обманутости, мы распространим это правило на все сертификаты, выданные с начала 2019 года. По сути, задним числом. За счёт этого сможем побудить людей участвовать более активно в программе.

Считаю также важно изменить подходы и в работе социальных служб. Мы создали социальных участковых и развиваем ее весь этот год. Для чего? Чтобы социальные работники не сидели в кабинетах,, а ходили по домам, знали в лицо тех людей, кто нуждается в помощи. За кем из пожилых не присматривают родственники, в каких семьях есть проблемы у детишек, кто из родителей не может по каким-то причинам собрать в школу своих детей, где есть проявление и признаки домашнего насилия. Все это необходимо выявлять на ранней стадии. И дальше концентрировать работу всех государственных служб - комиссии по делам несовершеннолетних, служб занятости, образования, социальных служб, полиции.

И далеко не всегда желание социальных участковых помочь в разных ситуациях, на все на это есть соответствующие инструкции. Доброту инструкциями, как известно, не пропишешь. Поэтому наша задача - нацелить и воспитать систему участковых относиться к людям по-доброму, по-человечески. И дать соответствующие инструменты, к примеру, дать возможность, в том числе, купить ребенку ранец, помочь в трудной жизненной ситуации.

Это та задача, которую мы за полгода, да и за год, наверное, не решим. Но я считаю, мы должны к этому стремиться. В плане социальной политики - это самое важное, что мы должны сделать. Научиться верить в людей.

Дорожная инфраструктура 

Уважаемые депутаты! Теперь переходим от социального блока к инфраструктурному. Приведу только один пример - в этом году мы закончили проект, который длился 20 лет – мы сдали дорогу до Гайн!

Если говорить в целом, мы создали систему, которая позволит нам в дальнейшем ремонтировать и содержать дороги на должном уровне, а также проектировать и строить сложнейшие объекты.

Надо понимать, что реализуя все наши проекты, выделяя деньги, увеличивая дорожный фонд, но в конечном счете, люди ждут не просто дорог, а возможности добраться до дома, работы, до больницы, в том числе и когда у них нет автомобиля. То есть ждут от нас нормальной системы общественного транспорта.

Сейчас многие муниципалитеты над этим работают. В частности, город Пермь прошел большой путь, и мы внимательно следим и для нас очень важно, чтобы у коллег получилось.

Общественный транспорт

В бюджете уже заложены средства на внедрение новой транспортной модели на межмуниципальные перевозки.

Со следующего года – запускаем первые 7 так называемых социальных маршрутов. Они охватят те населенные пункты, откуда сложно добраться до медучреждений.

Закупаем более 50 новых автобусов для межмуниципальных и междугородних маршрутов, постепенно будем обновлять автопарк. Поставил задачу Минтрансу, чтобы новая модель заработала к 2022 на всей территории края.

При этом система автобусного сообщения должна быть интегрирована с развитием железнодорожного транспорта: пригородные Ласточки  до Кунгура и Верещагино оказались крайне востребованы. Удалось договориться с РЖД и ожидаем открытия в декабре Ласточки до Екатеринбурга. Более того, очень важно, что это решение не потребует выделения средств из краевого бюджета, потому что «Ласточка» будет ездить в рамках деятельности федеральной пассажирской компании. То есть все финансовые РЖД взяли на себя. Это было предметом достаточно сложных переговоров. Но коллеги в рамках конструктивных и добрых отношений нас поддержали.

Жилищная политика

К инфраструктуре жилищно-коммунальной.

Хорошие темпы набраны по ликвидации аварийного жилья. В этом году планируем расселить более 80.000 кв.м. Из которых 42 тысячи уже расселено. Жилищные условия улучшат более 5.000 человек.  

Сейчас муниципалитеты заключают соглашения и уже  буквально в ноябре должны начать работы по программам 2020-2021 годов. Ресурсы есть. На ликвидацию аварийного жилья в период 2019 по 2021 год будет направлено почти 10 млрд. руб. В этом конечно гигантская помощь и поддержка федерального бюджета в рамках национального проекта, который объявлен Президентом.

ЖКХ - капремонт

Вместе с тем, надо понимать, что даже эти темпы расселения аварийного жилья не смогут полностью решить проблему плохого состояния жилищного фонда в крае.

Сейчас в рамках программы капитального ремонта идет комплексное обследование домов - 1/3 жилых домов, правда самые проблемные, обследованы. Уже сейчас ясно, что 10% промониторенных домов – аварийные, а 20% - ветхие. Ветхие мы вывели из программы капремонта и будем ремонтировать в рамках отдельной подпрограммы.

В системе капитального ремонта должны вырасти полнота и качество. Половина из 360 домов в этом году – будут отремонтированы уже на основе комплексного подхода.

Отмечу, край впервые за 5 лет практически сравнял объем выполненных работ и собранные взносы. Мы только, по сути, вышли на тот объем, на который должны были, наверное, выйти изначально. Задача следующего года превысить его. Те деньги, которые люди платили ранее, чтобы у нас все шло в работу.

Но главное, стало понятно по итогам комплексного обследования - нам потребуется принять новую программу капитального ремонта.

ЖКХ - УК

Наводим порядок в управлении домами. За последний год почти в 13 раз сократилось число домов без управляющих компаний. В территориях создаются муниципальные управляющие компании, которые забирают проблемные дома. Мы с вами знаем, что не всегда у нас муниципалитеты, главы хотят создавать такие компании. Не всегда хотят брать эти проблемные дома. Потому что ничего хорошего в них нет, сплошные проблемы. Но тем не менее, это важный шаг в каждом муниципалитете. Потому что без этого мы с вами нормальные жилищно-коммунальные услуги гражданам не обеспечим. А самими домами надо заниматься, в том числе в рамках переселения из аварийного жилья, капитального ремонта. Инструменты у нас за последние годы здесь появились.

Еще из важного – с 2017 года на 40% удалось снизить задолженность управляющих компаний и ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями. Это итог планомерной работы с должниками со стороны краевой инспекции жилнадзора и муниципалитетов. А также итог перехода на прямые платежи граждан. Это абсолютно правильная новация Жилищного кодекса, которая на примере Пермского края можно точно сказать, себя оправдала.

Сложный вопрос – реформа системы сбора твердых коммунальных отходов. Много получаю обращений от жителей, я думаю, и вам задают эти вопросы, почему у нас оплата мусора идет с квадратного метра, а не с человека.

Предлагаю обсудить все плюсы и минусы этого перехода уже с января 2020 года. И конечно, нам надо смотреть уровень затрат на вывоз и искать варианты к его уменьшению с труднодоступных и малочисленных населенных пунктов. Мы понимаем какая себестоимость вывоза мусора с этих отдаленных территорий и все эти затраты в конечном итоге ложатся ровным слоем на всех плательщиков. Поэтому нам нужно еще и заниматься внутренней, так сказать, оптимизацией затрат и вывозом.

Комплексно занялись обновлением системы теплоснабжения. Первые 13 наиболее проблемных территорий уже получили порядка 500 млн. рублей. Это и вопросы погашения накопленных долгов и реконструкции котельных и теплосетей. Уже первые примеры есть.

В конечном итоге, более полумиллиона жителей края должны почувствовать улучшения в этой сфере в ближайшие годы – средства для этого в бюджете заложены. Более того, мы изначально трехлетку планировали 2019 – 2021 г., сейчас предлагаем продлить и на 2022 год тоже. Потому что очевидно, что потребность у нас пока превышает.

Газификация

Продолжаем поддерживать темпы газификации в крае. С 2017 года заявок от домохозяйств поступило более 24 тысяч, а уже реально газ пошел почти в 18 тысяч домов. Ставил задачу министерству ЖКХ вместе с газовыми компаниями подключать к газу по 7-8 тысяч домовладений ежегодно.

Этому помогают и краевые меры социальной поддержки. Мы ввели дополнительную компенсацию расходов для тех, кто не может себе позволить самостоятельно подключиться к газу. На сегодняшний момент ими воспользовались более 2.000 жителей края.

Мы два года вели переговоры с «Газпромом» по регуляторному контракту. И в этом месяце наконец подписали. Это позволит привлечь на региональную газификацию еще более полумиллиарда рублей на ближайшие пять лет. Это 7 распределительных газопроводов и возможность подключить к газу более 12.000 домов. Это дополнительно уже к тем принятым программам по эффективной газификации, по синхронизации, по инвестнадбавке, которые у нас на сегодняшний момент реализуются.

Продолжаем благоустройство городской среды. В этом году в рамках национального проекта получили серьезную финансовую поддержку из федерального бюджета. Вместе с региональными деньгами - это 1,3 млрд. На последующие годы эта сумма не снижается. С этого года мы выделяем средства на освещение, на установку контейнерных площадок для мусора. Перед региональным оператором стоит задача оборудовать все новые площадки мусорными баками, средства на это мы тоже с вами предусмотрели.

Безопасность

В бюджете заложены средства на поддержку мероприятий по обеспечению безопасности в крае - это и вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков, противопожарной безопасности, улучшения материально-технического обеспечения полиции.

Крайне важный проект - приведение в порядок всех участковых пунктов полиции в крае. До конца года региональное министерство общественной безопасности должно обеспечить ремонт 44 участковых пунктов полиции. Но по этому проекту нужно дальше наращивать темпы.

Финансовая помощь муниципалитетам 

Важнейшая часть любого бюджета - отношения с муниципалитетами. На финансовую поддержку территорий в следующем году планируется направить 29 млрд рублей. Каждый 5-ый рубль регионального бюджета идет в муниципалитеты.

Преобразование муниципалитетов – одна из главных тем муниципальной повестки. Начиная с прошлого года 30 территорий приняли решение о преобразовании, об объединении. На поддержку программ развития этих территорий запланировано на следующий год почти 600 млн. рублей.

А из краевого дорожного фонда дополнительные средства на приведение дорог в порядок направим до 2022 г. в эти муниципалитеты еще 2,9 млрд рублей. То есть достаточно крупный ресурс сконцентрирован. Как правило в этих муниципалитетах есть что сделать, и эти деньги будут большим подспорьем.

Но важный момент: деньги, которые мы выделяем, как правило, инвестиционные. И я обращаю внимание руководства муниципалитетов на необходимость укрепления, а в ряде случаев, к сожалению, воссоздания, собственных служб капитального строительства, УКСов, служб технического заказчика. Вы знаете, без этого качество работ никогда не обеспечить.

Строительство 

На ближайшие три года предусмотрено выделение 36 млрд  рублей на строительство социальной инфраструктуры, в т.ч. 6,6 млрд рублей на сады и школы.

Мы постоянно наращиваем темпы строительства. При этом, понимаем, что есть конечно проблемы роста – нехватка компетенций, подрядчиков, специалистов.

Но мы должны  поэтапно ужесточать дисциплину.

Выполнение адресной программы должно идти не на уровне 50-60% как это у нас сейчас складывается. Конечно, при этом надо отметить, что растут и объемы выполненных работ. И по сравнению с 2017 годом, например, объемы работ по инвестиционной программе увеличились в 2,5 раза. Но этого мало относительно тех планов и задач, которые мы ставим.

Плановые и фактические параметры бюджета 

И в заключение хочу еще раз вернуться к структуре расходов. Вы видите, по сравнению с 2016 годом в следующем году расходы увеличатся на 47 млрд. рублей, а если учесть еще расходы, которые мы перенесли на этот год, то есть сделали по сути в опережающем порядке, то все 51 млрд. рублей. Это рост в 1,5 раза.

И если сравнивать с 2016 годом, то расходы на дороги у нас выросли на 12 млрд. рублей, еще 3,5 млрд. – дополнительные расходы на транспорт, 8 млрд. рублей добавлено на строительство объектов социальной инфраструктуры, ремонты этих объектов и оснащение. Расходы на медицинскую помощь, образование, социальные выплаты увеличились на 10 млрд. рублей. И везде рост опередил уровень инфляции. Несвязанная финансовая помощь муниципалитетам, то есть дотации, увеличились еще на 5 млрд рублей.

При всем при этом бюджет остается сбалансированным.

Нас не должны смущать ненулевые цифры в графе «дефицит». Так было всегда на этапе принятия бюджета, но на этапе исполнения как мы знаем, ситуация иная.

- В прошлом году мы планировали бюджет с дефицитом более 9 млрд рублей. И здесь мы с вами это обсуждали. По факту получили дефицит 20 млн. По факту мы реально исполнили сбалансированный бюджет. Переходящие остатки составили 3,5 млрд. рублей.

- В этом году по самому пессимистичному варианту ожидаем дефицит 2,6 млрд рублей. Что такое пессимистичный вариант – это если все инвестиционные проекты будут выполнены на делаемом уровне, и не поступит никаких дополнительных доходов, и в этом случае дефицит 2,6 млрд. рублей, который мы спокойно закрываем остатками.

Но конечно самый большой вклад в нашу сбалансированность сегодня делают наши подрядчики, которые иногда срывают планы. И крепко стоят на страже нашего профицита.

Ранее принятые нами совместные решения, что уровень дефицита должен быть контролируемым и точно не должен расти к 2016 г. Это первое.

Второе - нулевой дефицит не должен быть самоцелью, а гораздо важнее сохранить темпы развития. Эти принципы подтвердили свою эффективность.

Поэтому я предлагаю этой идеологии придерживаться и в бюджете следующей трехлетки.