Размер шрифта: а а а
Цвет сайта: ц ц ц
Изображения: Выкл. Вкл.

Коронавирус: официальная информация

Все новости Скачать фотографию
Образование

Пермские старшеклассники изучили мир нейросетей в рамках «Урока цифры»

14 Декабря 2020
Поделиться
Сотрудники пермских IT-компаний рассказали, стала ли нейронная сеть умнее человека, и поделились лайфхаками в работе.


В Перми провели второе в этом году открытое онлайн-мероприятие для старшеклассников в рамках всероссийской образовательной акции «Урок цифры». 110 учеников 10-11 классов лицея № 10 познакомились с интенсивно развивающимся направлением IT-индустрии – нейронными сетями. Ученики узнали, как работает технология, и увидели современные примеры ее использования. Новые знания помогут профориентировать и мотивировать учеников к изучению информационных технологий.

Ранее губернатор Прикамья подчеркивал, что для развития высоких технологий в регионе важно создавать условия для современного образования пермских ребят. «Пермский край – регион, который нацелен на развитие современных технологий. В учебном процессе это можно наблюдать на примере системы ЭПОС во всех школах региона. Скоро начнем внедрять программу автоматизированного расписания уроков. Пермские роботы известны далеко за пределами страны, а стартапы и крупные компании региона успешно внедряют высокие технологии в различные сферы общества. Краевые власти способствуют развитию современных навыков, в первую очередь уделяя внимание образованию. Важно, чтобы ребята со школьной скамьи могли получать знания и навыки, востребованные в мире», – отмечал глава региона.

Во втором «Уроке цифры» приняли участие сотрудники пермских IT-компаний, директор детского IT-пространства «Кодология» Ольга Димитрашко, а также и.о. заместителя председателя краевого правительства Алексей Черников, министр информационного развития и связи Пермского края Игорь Никитин и министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина.
 
«Уверен, что многие нынешние слушатели – будущие программисты. Пермскому краю важно, чтобы выпускники были заинтересованы строить карьеру и планировать жизнь в родном регионе. Отмечу, что сейчас в Прикамье создаются все условия, чтобы дети получали качественное современное образование в сфере информационных технологий. Так, в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» работает проект Школа IT-решений для старшеклассников при Сетевом IT-университете. Также у нас есть дополнительное образование по IT-специальностям в рамках кластера «Фотоника» и «IT-куб». Свыше 1700 бюджетных мест – самое большое количество в регионе – было отдано под обучение айтишников. От ребят требуется только две вещи – заинтересованность и упорство», – отметил и.о. зампредседателя краевого правительства Алексей Черников.
 
Ребята задали выступающим вопросы о работе нейронных сетей – действительно ли она будет умнее человека?

«Ответ на этот вопрос зависит от того, что понимать под словом «умнее». Если задача сводится к несложному вопросу – например, шахматы – то нейросеть уже нас умнее. Мы не в силах победить ее в шахматной партии. То же самое можно сказать про многие вещи, которые сводятся к алгоритмам. Но если мы говорим о каких-то абстрактных вещах типа «восстания машин», то тут всё несколько сложнее алгоритма. Более того, существуют также правила кибернетики, которые позволят ответить на этот вопрос, скорее, отрицательно. Так что его можно не бояться», – отметил Алексей Пономаренко, руководитель группы разработки видеоаналитики компании «Макроскоп» (российская компания-разработчик систем IP-видеонаблюдения, резидент научного центра «Сколково»).


В рамках «Урока цифры» выступил Владимир Куляшов, разработчик нейронных сетей компании «Форпост». Компания занимается разработкой и применением искусственных нейронных сетей глубокого обучения для целей идентификации и классификации объектов разных типов, а также анализа их поведения в реальном времени.
 
«В данной сфере конкуренция нарастает с каждым днем, потому что талантливых и умных людей в отрасль с каждым днем приходит всё больше. На уроке было много вопросов – видно, что ребята действительно заинтересованы. Посоветую им только одно – нужно идти учиться программировать и изучать математику. Упорство и труд, а взамен – много интересного впереди и любимое дело и работа», – говорит Владимир Куляшов.
 
В конце урока ребятам по традиции было дано практическое задание. Ученик 10 класса Матвей Оленин рассказал, что благодаря уроку в игровой форме узнал больше о нейросетях. Сферой IT юноша увлекается настолько серьезно, что впоследствии планирует получать высшее образование по этому направлению. «На мой взгляд, перспективы очень большие. IT-специалисты вносят огромный вклад в развитие науки и жизни человека в целом», – заметил выпускник.
 
Отметим, что современное программное обеспечение на основе нейросетей используется в транспортной, промышленной и торговой сферах, а также в проектах, направленных на общественную безопасность.
 
В Пермском крае также широко применяются современные технологии с использованием нейросетей как в бизнесе, так и в государственном секторе. Например, Центр безопасности дорожного движения Пермского края использует стационарные и передвижные камеры фотовидеофиксации (ФВФ), систем видеонаблюдения. С помощью нейросетей комплексы ФВФ могут распознавать не только госномера автомобилей, но и тип транспортного средства, а также характер перевозимого груза. Также нейросети используют в цифровизации лесопользования. Система «Умный лес» включает в себя дистанционный мониторинг сохранности лесов Пермского края.
 

Напомним, первый «Урок цифры» в 2020 году прошел 1 октября. Ученики более 160 школ Пермского края приняли участие во всероссийской акции по теме «Искусственный интеллект и машинное обучение». Во время открытого урока старшеклассникам рассказали об основах и принципах работы искусственного интеллекта (ИИ), а также о карьерных возможностях в этой области.

Справка: 

 «Урок Цифры» – всероссийская образовательная акция, в рамках которой школьники с 1 по 11 класс знакомятся с основами программирования и погружаются в увлекательный мир цифровых технологий. Участие в «Уроке цифры» позволяет каждому ученику узнать о важности развития цифровых навыков, проявить себя и познакомиться с основами программирования в доступной и увлекательной форме. Для учителей акция – возможность повысить интерес школьников к информатике с помощью современных игровых и интерактивных технологий.

В любое время на сайте проекта (урокцифры.рф) доступны для ​проведения уроки по большим данным, сетям и облачным технологиям, персональным помощникам и безопасному поведению в интернете. Урок проходит в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» (инициирован президентом РФ), регпроекта «Кадры для цифровой экономики».

Инициаторы «Урока цифры» – Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Партнерами проекта в 2020/21 учебном году выступают компании «Яндекс», «1С» и Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского» и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Технологические партнеры – образовательная платформа «Кодвардс» и международная школа программирования «Алгоритмика».​