Размер шрифта: а а а
Цвет сайта: ц ц ц
Изображения: Выкл. Вкл.

Коронавирус: официальная информация

Все новости Скачать фотографию
Коронавирус

Минздрав Прикамья: Больничный во время пандемии

6 Ноября 2020
Поделиться

Кому из работающих оплачивают лист нетрудоспособности и как его оформить?

Карантинный больничный лист выдают трем категориям:
- лицам с подтвержденным COVID-19;
- тем, кто находился с ними в близком контакте;
- гражданам в возрасте 65+ (группа риска, которой рекомендована строгая самоизоляция).

В остальных случаях выдаются обычные листы нетрудоспособности.

Инфицированные COVID-19

Как должно быть. Карантинный больничный лист таким пациентам открывает врач стационара или лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ, как правило, поликлиники). Если положительный результат анализа получен в частной лаборатории до обращения в медучреждение, данные о результатах поступят в Роспотребнадзор, а тот направит постановление в Минздрав и поликлинику. На основании него к вам домой должен прийти врач – осмотреть, назначить лечение и открыть больничный.

Реальность. Основанием направить к вам врача является постановление Роспотребнадзора. Но ведомство может направить данный документ в медорганизацию с большим опозданием (сроки выдачи постановления не регламентированы). Кроме того, если даже постановление направлено оперативно, из-за высокого числа вызовов врач может прийти не быстро.

Что делать? Узнав результат теста, не покидать квартиру или дом, при необходимости (для покупки продуктов и т.п.) обратиться за помощью к здоровым родственникам, друзьям, знакомым или волонтерам.

Уведомить о диагнозе руководство на работе (некоторые крупные компании контролируют ситуацию с больничными, в том числе сами связываются с медучреждением по поводу больничного).

Сообщить о результатах теста в поликлинику по месту жительства и попросить прислать врача.

Бывает, что врач не приходит сразу, но звонит по телефону или связывается в мессенджере чтобы убедиться, что ваше состояние не вызывает опасности. В этом случае напомните ему, что вам нужен больничный.

Если из поликлиники с вами не связались, звоните туда повторно, сообщите, что нуждаетесь в выдаче листа нетрудоспособности.

Нет результата? Позвонить заведующему поликлиникой, а также обратиться в страховую компанию (ее название и телефон указаны на вашем полисе ОМС).

Если вы ждете врача, но состояние ухудшается, вызывайте «неотложку» или скорую помощь. Пока ожидаете их приезда, вы можете получить консультацию врача через колл-центр. Узнать контактный телефон по вашему району можно по горячей линии +7 (342) 258 07 87.

Обязательно сообщайте руководству о том, приходит ли к вам врач.

Контактные с зараженными

К числу контактных лиц Роспотребнадзор относит тех, кто живет с источником инфекции в одной квартире, а также тех, кто находился с ним "в закрытом помещении (например, в классе, кабинете и т.д.) в течение рабочей смены на расстоянии менее 2-х метров и без использования рекомендованных средств индивидуальной защиты". Вы являетесь контактным и можете рассчитывать на больничный в случае, если на ваше имя есть постановление Роспотребнадзора «О проведении обязательного медицинского осмотра (медицинского наблюдения), изоляции (обсервации) гражданина, находившегося в контакте с больным инфекционным заболеванием». Оно дает право на карантинный больничный лист сроком на 14 дней (период самоизоляции). В случае, если вы все-таки заразились, при необходимости больничный будет продлеваться.

Как должно быть. Карантинный больничный лист выдает ЛПУ. Если вы относитесь к контактным, Роспотребнадзор должен сообщить об этом в вашу поликлинику (направить постановление). Убедитесь в Роспотребнадзоре, что вы являетесь контактным (чтобы не ждать врача зря). Также сразу оповестите работодателя – это может ускорить открытие больничного. После выдачи постановления к вам должны прислать врача, который назначит лечение и откроет больничный.

Помните, вы сами можете сообщить в Роспотребнадзор о том, что являетесь контактным лицом. Для этого нужно заполнить форму на сайте ведомства (https://www.59fbuz.ru/, вкладка в левом верхнем углу).

Реальность. Врачи приходят с опозданием, а иногда и не приходят (из-за загруженности сотрудников Роспотребнадзора, ЛПУ – см. карточку 1).

Что делать? Алгоритм приведен выше.

Граждане в возрасте 65+ (во время рекомендованной самоизоляции)

Как должно быть. Работодатель оформляет карантинный больничный лист на сотрудника напрямую через Фонд социального страхования. Данные обновляются каждые две недели. Карантинный больничный лист оплачивается в том же размере, что и обычный.

Реальность. Не все работодатели могут отправить на больничный сотрудника 65+, да еще на длительное время (работу тоже кто-то должен выполнять). Поэтому некоторые работодатели вынуждены предлагать таким работникам расторжение трудовых отношений (например, по соглашению сторон).

Что делать? Требовать карантинный больничный – ваше право. Но надо помнить, что когда вас принимали на работу, никто не знал, что будет пандемия. Так что работодатель тоже оказался в сложной ситуации – это надо учитывать.

Можно попытаться договориться с руководством организации о работе удаленно (если ваша должность допускает такой формат) – тогда больничный не потребуется.
В противном случае можно обсудить с руководством возможность перевести вас на другую работу, которую можно выполнять дистанционно – в этом случае больничный тоже не будет нужен.

Если вас вынуждают уволиться, за защитой своих прав можно обратиться в трудовую инспекцию или суд, или искать другую работу – действовать с учетом обстоятельств.

Если на карантине из-за COVID-19 ребенок дошкольного возраста или другой «ближайший недееспособный родственник»

Как должно быть. В этом случае в поликлинике официальному представителю недееспособного лица оформляют обычный больничный (лист нетрудоспособности). Так как вы здоровы, лист нетрудоспособности нужно получать в поликлинике.

Реальность. Из-за перегрузки системы вы можете потратить много времени на очередь в поликлинике.

​Что делать? В сложных случаях звонить в поликлинику (сообщить, что вам необходимо получить больничный лист), а также обращаться в страховую компанию.

«А если я вернулся из-за границы?»

Как должно быть. В течение трех суток после возвращения в страну необходимо сдать тест (ПЦР) на коронавирус и изолироваться до получения его результатов. Руководство не должно требовать выйти на работу до заключения лаборатории. На период ожидания результата больничный не предоставляется.

Реальность. Руководство может настаивать, чтобы вы срочно приступили к работе.

Что делать? Планируя поездку, заранее записаться на тест, который надо сдать после возвращения. Выбрать лабораторию, в которой исследование проводят максимально быстро. Если при этом вы вернетесь из путешествия за несколько дней до выхода на работу, это позволит вам избежать «прогулов» или неоплачиваемых дней на работе. Если тест положительный – см. раздел выше (об открытии больничных пациентам с COVID-19).

«У меня признаки болезни, надеюсь, что просто ОРВИ»

Как должно быть. В зависимости от симптомов болезни, температуры и общего состояния идете в поликлинику на прием, вызываете на дом врача, «неотложку», в особо критичных случаях – скорую помощь. В любом случае медработник на основании результатов осмотра при необходимости откроет больничный лист.

Реальность. В сезон высокой заболеваемости ОРВИ в поликлинике могут быть большие очереди, и есть риск заразиться COVID-19, а участковый врач или «неотложка» могут ехать очень долго.

Что делать? Если t не выше 37 и общее состояние это позволяет, вероятно, все-таки придется пойти в поликлинику. При этом необходимо пользоваться средствами индивидуальной защиты и соблюдать дистанцию, чтобы случайно не заразиться. При более тяжелом состоянии повторно звоните в поликлинику или «скорую». Если это не работает – алгоритм выше.

Если вы вызвали врача, но он пришел только через несколько дней, он обязан открыть больничный с даты осмотра. Чтобы не оказаться прогульщиком, нужно обратиться в администрацию вашей поликлиники (например, к заведующей) для решения вопроса в индивидуальном порядке. ​

«Бумажный» или электронный больничный лист?

Больничные листы и «бумажном» и электронном виде имеют равную юридическую силу. У каждого из них есть свои особенности.

У электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН) в условиях пандемии коронавируса преимуществ значительно больше:

1. Его проще заполнять, что экономит время врача (в «бумажный» все данные вносят вручную).

2. ЭЛН нельзя потерять или испортить (все сведения, содержавшиеся в нем, находятся в общей базе данных).

3. ЭЛН не надо нести на работу: медучреждение сообщает пациенту цифровой код, который тот передает руководству.​ Именно удобство системы ЭЛН позволила без особых трудностей в условиях пандемии оформлять и продлевать больничные большому числу лиц категории 65+.

4. Застрахованный может отслеживать всю информацию об ЭЛН в личном кабинете на сайте Фонда социального страхования.

Сколько платят сотруднику на больничном?

- если продолжительность официального страхового стажа с отчислениями в Фонд социального страхования (ФСС) превышает 8 лет, работник получает «больничные» в размере 100% среднего заработка;

- при продолжительности стажа от 5 до 8 лет – 80% средней зарплаты;

- стаж меньше 5 лет, но больше 6 месяцев – 60% своего среднего заработка;

- при стаже менее полугода сотрудник должен получать не меньше одного МРОТ, умноженного на действующий районный коэффициент (МРОТ 12 тыс. и 130 руб.);

- при развившемся профессиональном заболевании или получении травмы на производстве – 100% (но доход будет меньше, так как, например, ежемесячные премии при больничном не начисляют – имейте это в виду);

- работнику, уволенному и оформившему больничный в течение месяца после увольнения, начисляется 60% от среднего заработка.

Что бы ни являлось причиной больничного, вне зависимости от того, есть ли у вас положительный результат теста на коронавирус, старайтесь как можно реже выходить из дома. Это снизит риск заражения и вас, и окружающих. Покидая дом, носите маски и соблюдайте другие правила безопасности.

Телефоны горячих линий

по коронавирусу и ОРВИ в Пермском крае 8 (342) 258-07-87

помощь старшему поколению и нуждающимся 8 (800) 100 83 05, 129 (социальная помощь)

Государственная инспекция труда по Пермскому краю +7 (342) 298 01 50 (Нарушение трудовых прав)

Телефоны психологической помощи

8 (800) 2008 911 Для взрослых (круглосуточно)

8 (800) 2000 122 Для детей и родителей (круглосуточно)

8 (800) 3000 122 Для детей и родителей (с 9.00 до 21.00)


Напомним,​ в регионе работают три канала связи, по которым люди старше 65 лет могут оставить заявку на помощь:

- Call-центр региональной общественной приемной партии «Единая Россия»​ 8 (342) 236-82-29,​ 236-88-15,​ 236-79-92

- Call-центр регионального штаба #МыВместе​ 8 (800) 200-34-11

- Скорая социальная помощь​ 129​ (со стационарного телефона),​ 8​ 800 100 83 05​ (с мобильного).