Все новости Скачать фотографию
От первого лица

Стенограмма выступления губернатора Пермского края Максима Решетникова на заседании Законодательного Собрания

26 Октября 2017
Поделиться
Добрый день, уважаемые депутаты, уважаемый Валерий Александрович, уважаемые коллеги!

Сегодня я представляю, по сути, главный документ Пермского края на ближайшие три года – региональный бюджет.  Также остановлюсь на текущей оценке ситуации, на том, что удается сделать, какие существуют проблемы.

Признаюсь, при формировании бюджета было непросто свести основные направления бюджетной политики, макроэкономическую текущую ситуацию, наказы жителей, те рекомендации федеральных органов власти, которые в край поступают. Но, тем не менее, нам это удалось. Я рассчитываю, что вы, уважаемые депутаты, поддержите наши предложения.

Переходя к основным параметрам бюджета, озвучу ту экономическую ситуацию, в которой они формировались. Что нужно отметить? Бюджет сверстан в новых экономических условиях. Во-первых, экономика страны стабилизировалась, оценка роста по этому году — 2%. Это текущие прогнозы Минэкономразвития, хотя, в том числе и министры говорят, что этот показатель может быть превышен. Соответственно, эта оценка положена в основу федерального бюджета. Мы с учетом этой оценки сделали свои оценки, оценку роста по краю даже немного увеличили. В результате, 2,4% — это та оценка экономической динамики, которая у нас сейчас заложена в бюджет.

Главным фактором новой экономической реальности, который мы еще не все до конца осознали, является существенное замедление инфляции. Действительно, инфляция в этом году по Российской Федерации будет ниже 4%. Очевидно, мы вышли на стабильную динамику, инфляция и дальше будет замедляться, если, конечно, не будет экономических шоков. Хотя, думаю, и они несущественно на нее повлияют. Соответственно, будет замедляться инфляция и по краю. 

При этом пермские предприятия адаптировались к новым экономическим условиям, можно сказать, что оценка первых 9 месяцев нас приятно удивила. 3,9% — рост промпроизводства в крае. И мы видим, что рост идет по широкому перечню направлений, что это не один-два «локомотива», а действительно увеличение идет по многим отраслям. 

Но это не значит, что по всем. У отраслей, которые на сегодняшний момент в «минусе», как правило, имеются проблемы с заказами на крупную продукцию. Это те сферы, где мы, Правительство Пермского края вместе с предприятиями будем активно работать. Поэтому поддержка промышленного сектора была и будет одним из главных приоритетов краевой политики.

Что из этого следует для бюджета?

Из условий формирования бюджета я бы обратил внимание на цифры 1,5-2% экономического роста – это оценка на ближайшие годы, 3-4% - уровень инфляции. Это значит, что естественный рост доходов бюджета – налоговых, неналоговых, будет оцениваться цифрой от 5 до 6%. Причем скорее на 2018 год – это от 6%, на следующие годы – 5%. Эта цифра существенно отличается от цифр предыдущих лет, когда рост достигал 10%. Мы понимаем, что темпы роста нашей доходной базы существенно сокращаются. 

Что мы можем сделать, чтобы усилить рост налоговых поступлений?

Конечно, увеличить рост налоговых инициатив. Сегодня вам предстоит рассмотреть два очень важных закона, которые эти налоговые инициативы реализуют. Налог на имущество от кадастровой стоимости для юридических и для физических лиц. Считаю очень важными эти законы. Считаю, что в проекте закона, представляемого сегодня, найдено взвешенное, сбалансированное решение, суть которого в том, что добросовестные налогоплательщики роста налоговой нагрузки не почувствуют. Те, кто, обладая крупными объектами недвижимости, пользовался разными изъятиями налогового законодательства, налоги не платил - налоги заплатят. В конечном счете это приведет к выравниванию налоговой среды, к выравниванию условий конкуренции. Соответственно, дополнительные доходы по налогу на имущество – это почти 1 млрд рублей. Это те доходы, которые будут получены путем выравнивания налоговой нагрузки. Я считаю, что это очень важно.

Традиционно у нас две точки опоры всегда: налог на доходы физических лиц и налог на прибыль. Налог на прибыль, в силу особенности структуры экономики края, очень волатилен, потому что наши экспортеры и импортеры очень зависят от внешних цен, зависят от курса. Помимо этого, у некоторых предприятий высок уровень долговой нагрузки. Это и валютная налоговая нагрузка. Соответственно любые колебания курса валют приводят к уточнению налоговых деклараций. Поэтому, конечно, налоги на имущество дадут нам третью точку опоры и, соответственно, стабилизируют наш бюджет.   

Еще один важный момент, на который сегодня хотелось бы обратить внимание. Вы знаете, что принято решение, что с 2018 года регионы сами решают судьбу льготы по движимому имуществу. Цена вопроса – 2 млрд рублей – ни много, ни мало. И на сегодняшний момент есть планы в 2018 году право на принятие решения регионами на предоставление льготы изъять. Я крайне отрицательно отношусь к этим планам. На федеральном уровне уже об этом говорил, и все регионы с этим согласны. Эта ситуация обсуждалась и на Совете Федерации, все регионы поддержали наше предложение оставить регионам право самостоятельно решать, что с этой льготой делать. Прошу поддержать эту отрицательную позицию по данному вопросу и направить в ее Государственную Думу.

В целом исхожу из того, что у нас с вами достаточно инструментов сейчас, чтобы через налоговые механизмы поддерживать экономическое развитие, экономический рост: и наша практика специальных инвестконтрактов, наша практика инвестпроектов это подтверждает. 

При этом коллеги, если посмотреть на общий рост налоговых доходов, который мы запланировали, он составляет 8,5%, даже чуть больше, а рост доходов, запланированный в бюджете составляет 7%. Куда же девается этот 1%? Он теряется в результате межбюджетных отношений. 

Мы, когда формировали бюджет в сентябре, исходили из того, что в 2017 году получим дотации из федерального бюджета в размере 5,6 млрд рублей. Из них 4,8 млрд рублей было получено в виде дотаций на выравнивание, 800 млн мы получили в виде дотаций на сбалансированность. Это такая поддержка на выполнение указов, направленных на решение вопросов с повышением заработных плат. И мы в проект бюджета заложили следующую логику, что по 800 млн рублей – подходы непонятны. Поэтому мы их в доходы не заложили, хотя зарплаты полностью обеспечили. А 4,8 млрд рублей заложили в полном объеме. В конце сентября – начале октября ждал неприятный сюрприз. На Комиссии по региональной политике были озвучены новые подходы к межбюджетным отношениям. В результате, дотация, которая на сегодня в проекте федерального бюджета учтена в размере 2,1 млрд рублей. То есть край теряет 2,7 млрд рублей в виде дотации на выравнивание. Почему такое произошло? Во-первых, часть дотаций, которые мы в этом году получаем, это компенсация отбора у регионов 1% налога на прибыль. При этом нам компенсировали 1,8 млрд рублей. Вторые потери связаны с некорректностью расчета налогового потенциала, когда учитываются начисленные налоги в регионе, а не полученные.  У нас по ряду крупных корпораций есть убытки прошлых лет, в результате чего корпорации налоги начисляют, но сторнируют – не платят. В результате на 800 млн завышен налоговый потенциал. Мы этот вопрос очень активно обсуждаем с Минфином, Комиссией по региональному развитию, администрацией Президента в течение последних трех недель.

В целом считаю, что та система межбюджетных отношений, которая предлагается, несправедлива относительно края и несправедлива относительно крупных и развитых регионов Российской Федерации. Не мы одни теряем, к сожалению. В данном случае, может быть, и хорошо, что не мы одни. Поэтому объединяемся с другими регионами.
В целом считаю, что та система межбюджетных отношений, которая предлагается, будет приводить не к выравниванию, межбюджетной обеспеченности, а к уравниванию. Слабым регионам гарантируются доходы вне зависимости от их деятельности. А регионы сильные, которые работают с экономикой, развивают налоговые инициативы, ресурсов лишаются. Поэтому будем добиваться понятных, предсказуемых правил. Будем добиваться справедливого отношения к краю.

Теперь переходим к расходам. Я просто фиксирую, что это та зона риска, которая у нас на сегодняшний момент есть.
У нас структура и система законодательства по расходам сейчас такова, что большой объем расходов определяется автоматически. К примеру, у нас растет численность детей. И это – отличная новость для края. У нас больше детишек идет в первые классы, в садики, выпускается из 11 классов. В результате, растет контингент, что в условиях в условиях нормативно-подушевого финансирования приводит к автоматической индексации расходов. В результате на 1,5 млрд рублей наши расходы увеличиваются просто в силу роста контингента.

Еще одно решение, которое автоматически следует – индексация социальных выплат. Мы с вами заложили это правило. И мы проиндексированы все социальные выплаты. В проекте бюджета предлагается проиндексировать на 5%. Что заведомо выше любых оценок инфляции, как я сказал. Но это потребует дополнительно 700 млн руб.

Далее, платеж за неработающее население. Тоже федеральное решение. Мы платим за неработающее население. В результате, 1 млрд рублей потребуется дополнительно на эти цели.
Четвертое направление, которое тоже считаю очень важным, наши отношения с муниципалитетами. Мы им обещали, что мы будем индексировать дотации в силу роста наших доходов. И мы это решение тоже выполняем. В результате, у нас 4% рост расходов, что называется, автоматически. То есть мы, не принимая ни одного решения, получаем автоматически рост на 4% расходов.

Вернусь к теме, что инерционный рост у нас 5-6%. Это я к чему? К тому, коллеги, что у нас зона принятия решений на ближайшие годы существенно снижается. Просто мы должны это осознать. И если мы будем принимать какие-то новые решения, нам, конечно, надо, что называется «семь раз отмерить», понять, где придется «отрезать» и четко работать с приоритетами. И четко понять, куда тот небольшой поток дополнительных средств, который у нас будет, направлять.

Теперь по структуре расходов бюджета Пермского края.

Традиционно, бюджет Пермского края социальный. У нас 75% расходов то, что можно напрямую отнести к социальным расходам. На самом деле их больше, потому что и по другим статьям многие расходы имеют социальную направленность.

В любое случае та структура, которая представлена, то, что мы обсуждали с людьми – обеспечено рублем. Все стратегически значимые направления работ учтены и в целом, конечно, мы нацелены на улучшение качества социальных услуг и степени социальной поддержки.

Очень важно отметить два момента, которые в бюджете также представлены. Укрупнение программ: нам нужно управлять более крупными блоками и, очевидно, ставить более масштабные цели.

Нужно развивать систему показателей. Но с моей точки зрения нам нужно помимо глобальных целей, уделить большее время на следующем этапе, показателям операционным: сколько надо построить, сколько дорог отремонтировать и скольким людям помочь. Это те вещи, которые понятны людям, и о которых мы говорим, как правило, на встречах.

Теперь давайте более подробно остановимся на основных направлениях.

Первый, самый крупный блок расходов, учитывая средства ОМС, это здравоохранение.

В целом рост расходов из краевого бюджета на здравоохранение — плюс 13,5%. И это, так сказать, рекорд по увеличению расходов. И если мы будем смотреть средства ОМС, те средства, которые мы финансируем программу госгарантий, совокупный рост будет практически 16%.

Иными словами, мы получаем большую поддержку по линии ОМС. Эти средства должны улучшить качество медицинской помощи в крае.

Какие приоритеты?

Продолжаем системно развивать здравоохранение, и нашим главным приоритетом является развитие первичного звена: поликлиники, сельские амбулатории, ФАПы.

В этом году мы сделали ряд шагов. Увеличен тариф на поликлиническую помощь с начала года к концу года на 15%. И это, я считаю, очень хороший показатель. Мы изыскали дополнительные средства в системе ОМС. И очень своевременно, коллеги, было принято решение по дополнительному выделению 300 млн рублей, которые мы направили на покрытие кредиторской задолженности. Без этого мы сейчас бы столкнулись с серьезными перебоями в оказании медицинской помощи.

Мы смогли своевременно закрыть те проблемы, которые там были. За счет тарифа мы сейчас текущую ситуацию сбалансируем. Дальше очередь за более системными мерами.

Будем продолжать реализовывать проект «Новая поликлиника». В этом году он у нас стартовал в 12 пилотных поликлиниках, к которым прикреплено 600 тысяч жителей края. И доступность медицинской помощи, я имею в виду месяц этого года к месяцу прошлого года, (то есть мы в сопоставимых условиях сравниваем) — выросла на 23%.

Только за счет организационных мер, за счет внутренней оптимизации на 23% выросла доступность записи к специалистам. Считаю это очень хорошим результатом. Поэтому сейчас мы тиражируем этот опыт. При этом я далек от мысли, что мы решили все проблемы. Нет, это только один, первый шаг.

Дальше будем продолжать модернизацию зон регистрации и ожидания. Это тоже, что люди видят, что помогает им ориентироваться, и просто что делает наши поликлиники современными.

В этом году модернизация проведена в 22 поликлиниках. В следующем году еще 100 поликлиник запланировано. То есть мы здесь должны в целом этот вопрос завершить.

Очень важный шаг, который мы с вами в этом году сделали – проект «Краевая ординатура». Мы планировали набрать 50 человек, набрали 35. Будем дальше двигаться. И задача – выйти на дополнительные 50 человек подготовки. Будет спрос больше, мы всерьез посмотрим по увеличению финансирования этой программы.

Она, с одной стороны, не такая дорогая, с другой – она действительно нам дает что называется запас специалистов, который нам с вами нужен будет на ближайшие годы.

Продолжаем создавать новую систему оказания медицинской помощи по территориям. У нас хорошо идет проект по Кизеловскому угольному бассейну. Первые шаги мы сделали в Коми округе, в Кудымкаре. Сейчас обсуждается предложение по совершенствованию системы здравоохранения в северных территориях: это Березники и Соликамск.

Есть предложение у Министерства здравоохранения и по югу, по Кунгуру и по прилегающим территориям — развиваем информационные технологии.

В этом году подключаем за счет федеральных средств 250 учреждений здравоохранения к высокоскоростному интернету. И 170 ФАПов мы делаем за счет краевых средств. В следующем году работа будет продолжена. На очереди у нас еще 114 больниц и 170 ФАПов. Соответственно, врачи получают новые возможности для пользования единой базой данных, электронными медицинскими картами для диагностики, для консультаций, в больнице новые возможности для организации работы.

И, конечно, безусловно в приоритете не только поликлиники, но и стационары получат дополнительный объем средств. В приоритете – заработная плата, в приоритете – ремонты, лекарства, медицинские изделия. То есть все, что что в конечном итоге влияет на качество медицинской помощи.

Отдельные решения, которые мы закладываем в бюджет по медицине – работа санавиации. Мы заложили 400 часов. Плюс новый вертолет. Для оказания экстренной помощи – это действительно большой шаг вперед. Будем модернизировать систему работы Скорой помощи, создавать единые диспетчерские центры и насыщать Скорую медицинскую помощь современным автотранспортом. В этом году мы очень много сделали. Заметна эффективная работа выездных бригад в отдаленных территориях.
Отдельно отмечу, что запуская процессы ремонтов, запуская процессы организационные, мы конечно должны уделить внимание запуску процессов собственно медицинских. Нам нужно создать в крае систему ранней диагностики и диспансерного наблюдения, раннего выявления заболеваний. Приоритетов мы пока тут ставим два: онкология и кардиология.

Нам нужно создать в крае единую систему ранней диагностики и диспансерного наблюдения, раннего выявления заболеваний. Две сферы, где надо объединить усилия поликлинического звена, поликлиник третьего звена и стационаров. 

Строительство крупных объектов здравоохранения. 7 млрд рублей на три года мы заложили, предусмотрено строительство и реконструкция 24 объектов, 19 из них должны ввести в трехлетний период. Сейчас активно идет строительство поликлиники в Соликамске. Приступаем, определен подрядчик строительства поликлиники в Кировском районе. Те проекты, которые есть, рассматриваем как типовые и ведем привязку. В Перми всего будет 5 поликлиник построено. Одна взрослая в Ленинском районе, в Соликамске, в Кудымкаре идет строительство поликлиник. Все эти вопросы надо решить своевременно, качественно, и параллельно не забывать заниматься действующими больницами, поликлиниками.  Мы с вами заложили 1 млрд 600 млн на цели капитального, текущего ремонта. Под эти средства, они отражены в бюджете представленном, мы формируем сейчас программу.

По образованию. Следующее наше большое направление. Рост расходов более 10%. Существенный рост расходов идет в связи с ростом контингента. Помимо этого, мы нашли возможности точечно проиндексировать и предлагаем ряд точечных решений. Первый вопрос – по бесплатному питанию для детей из семей с низким доходом. Мы с вами много ездим по территориям, было много обращений, что на 59 рублей ребенка невозможно накормить. Предлагаем индексацию в 15%. Достаточно ли это? Конечно, хотелось бы больше. Делаем первый шаг, под это будем смотреть все контракты. И в контрактах тоже предусмотрим индексацию, затем отразим в бюджете. В любом случае, мы должны существенно улучшить качество питания. 

Более 120 млн мы заложили на стипендии 225-балльникам. Отдельно предлагаем удвоить стипендии тем студентам, которые поступают на приоритетные для края специальности и имеют контракты с предприятиями. Чтобы как можно раньше делать профилизацию, чтобы студенты как можно раньше определялись с предприятиями, и предприятия со студентами. Считаю, что это хороший механизм для закрепления перспективной молодежи в крае. Талантливая молодежь должна учиться в сильных вузах, поэтому расширяем практику финансирования международных исследовательских групп. Это то, что создает инновации в крае и помогает студентам максимально быстро влиться в научный процесс. И вузы нацеливаем на практическую работу. Продолжим информатизацию образования. В информатизации – проблема двусторонняя. С одной стороны, у ряда школ нет связи, возможности широкополосного доступа к интернету, а у ряда школ возможность есть, но нет потребности. Задача Министерства образования – максимально инициировать внедрение информационных технологий в школьное образование. Это ненормально, если школа не испытывает потребности в использовании удаленных библиотек, в удаленных лекциях, если детишки не пользуются интернетом, теми ресурсами, которые сейчас есть.

Как обещали жителям, продолжим строительство садиков. Начинаем масштабную стройку школ. На сегодняшний момент определяем типовые проекты. Определено 5 основных типов проектов по наполняемости. Сделаем, возьмем что-то из библиотеки, допроектируем, в УКСе создаем отдел, который будет заниматься привязкой типовых проектов к конкретным территориям. Это нам позволит сэкономить на процессе строительства от 6 до 9 месяцев. За счет этого должны ускорить стройку. Из 27 школ, которые мы на пятилетку запланировали, за три года должны построить 19 школ. Учитывая то, что не всегда стройка идет гладко, буду предлагать максимальное число школ запустить в строительство. Что-то пойдет быстрее, значит перекинем деньги, введем школу, а потом расплатимся, найдем источники. В любом случае мы балансируем бюджет на трехлетку. У нас есть пятилетний финансовый план, поэтому здесь наша задача быстрее дать людям результат. Запланировали средства и на среднее профессиональное образование, из ключевых объектов назову два: авиационный техникум – мощное средство поддержки двигателестроительного комплекса, и строительство общежития. В трехлетке мы должны одно построить общежитие и одно запроектировать. Будет лучше ситуация, будем строить второе общежитие. Общежитие для среднего профессионального образования – это действительно важный элемент, это способ развития, возможность увеличить обучение, и т.д.

Социальная поддержка. Социальная поддержка тех, кто в ней нуждается – это приоритет нашей политики. 17 млрд рублей у нас предусмотрено исключительно из краевого бюджета, с учетом федеральных денег, с учетом софинансирования более 20 млрд рублей. Приоритеты: первое – финансирование семей с низким достатком. 86 тысяч семей таких в крае, из них 19 тысяч многодетных. Другая задача – помогать детей, оставшимся без родителей. 2,3 млрд – финансирование программ поддержки детей-сирот, в первую очередь, проживающих в семьях. В центре внимания останутся и жители старшего поколения. Более полумиллиона человек у нас являются получателями тех или иных мер поддержки: льгот по ЖКХ, субсидий. Из важных объектов по старшему поколению запланировали строительство геронтологического центра. За 10 лет будет первый специализированный объект в крае. Ведем переговоры по софинансированию из федерального бюджета с тем, чтобы объект получился лучше, и нагрузка финансовая была снижена. И главное, чтобы мы его построили. Еще одна первостепенная задача – поддержка людей с ограниченными возможностями. Мы на 18% предлагаем увеличить норматив по стационарному обслуживанию маломобильных граждан. Это, как правило, люди в серьезном возрасте, у кого есть ограничения по здоровью. Предлагаем, чтобы выполнять те нормативы, которые установлены, увеличить финансирование, но и при этом увеличить контроль, чтобы люди почувствовали улучшение социального обслуживания. Отдельным важным проектом считаю – мы закладываем средства на строительство детского медико-социального реабилитационного центра. Объект, который в крае давно ждут.

Дороги. На трехлетнюю программу почти 33 млрд рублей заложены, плюс 20% к сопоставимой трехлетке. Вы знаете, что в этом году мы неплохо справились с программой дорожного ремонта. По дорожному строительству почти 800 км дорог в крае отремонтировано. Считаю важным удержаться на этом показателе. Приоритеты: по региональным дорогам – завершение Восточного обхода Перми, завершение обхода Чусового в трехлетке, должны значительно продвинуться в реализации проекта дороги Соликамск-Березники, мы должны приступить ко второй очереди этой дороги. Обход Куеды, на условиях ГЧП с краевым софинансированием должны построить вторую очередь моста через Чусовую. По муниципальным дорогам, как мы и обещали, заложили 3 млрд 300 млн рублей на 2018-2020 годы. Полагаю, что за счет применения новых технологий, изменения подходов, удлинения сроков и понимания у подрядчиков перспектив мы можем добиться определенного удешевления по технологиям и дальнейшего роста объемов ремонта. Считаю это важным. По этому году это главное, что видят люди в результатах деятельности. И существенно отличается, где они увидели большой рывок. Для краевого центра заложили 4 млрд рублей на ближайшую трехлетку на строительство и реконструкцию объектов. Средства пойдут на реконструкцию улицы Революции, Героев Хасана, работа уже начата, Строителей-Стахановская – большая важная дорога, окончание капитального ремонта Пермь –Ляды. Мы понимаем, что Пермь-Ляды – это не капитальный ремонт, а реконструкция трассы. Все там бываем, понимаем, насколько большая работа делается. И важный момент – дороги нужно не только строить и ремонтировать, но и содержать. 

Поэтому по региональным дорогам мы несколько увеличили норматив финансирования, а в целом увеличение содержания региональных дорог составило 20%. Но мы понимаем, что в этой цифре лежит финансирование на муниципальные дороги, которые мы, 411 км, забрали у муниципалитетов.

Важный момент, коллеги, не могу не отметить. Хоть напрямую с краевым бюджетом не связано, но благодаря поддержке Президента РФ одобрено финансирование в федеральном бюджете строительство следующего этапа дороги Пермь-Екатеринбург, 47-58 км на 2019-2020 годы. Это один из десяти объектов в стране, которые вновь начинают строиться. И это результат поддержки Президентом РФ нашего края.

Жилищная политика. Остановлюсь кратко на ней.

Здесь у нас следующий приоритет, приоритет важный для края, мы понимаем — это Березники. В этом году нам предстоит довольно серьезный объем финансирования выполнить — 3,8 млрд рублей. В целом мы идем неплохо и по заключению договоров долевого участия и по вводу объектов. Мы завершили строительство пяти домов, сдаем тысячу квартир, большая часть уже сдана, люди заезжают. Строим вторую очередь и в декабре должны приступить к строительству третьей очереди объекта. Тем самым, мы создаем задел для обеспечения всех березниковцев, кто нуждается в переселении из опасной зоны. Параллельно с этим предусматриваем средства на строительство социальной инфраструктуры, дорожной инфраструктуры, это все учтено в соответствующих отраслях.

Второй момент. Обманутые дольщики. Сдвигаемся с мертвой точки в решении этого вопроса. Вы знаете, что в проекте бюджета учтен, так сказать, невозврат от Агентства жилищного кредитования средств. Мы оставляем там как оборотный капитал, чтобы начать достройку этих объектов проблемных, а затем уже в виде социальных выплат, что называется рефинансируем это из бюджета. После окончания всех работ примем решение по тому, как изымать средства из Агентства. И очень важен закон, который сегодня предстоит принять во втором чтении, это достаточно инновационный шаг в решении проблем дольщиков, который мы делаем. Но вы знаете, нам придется и дальше работать очевидно с законодательным развитием этих механизмов, потому что итогового рецепта в стране пока не выработано. Есть инициативы, которые на федеральном уровне сейчас звучат – от создания отдельного фонда до поручения Президента подумать – нужен ли вообще механизм долевого участия, если он создает столько проблем. Это свидетельство того, что эта проблема общероссийская и конечно мы рассчитываем, что Российская Федерация в стороне от этой проблемы не останется, при этом мы не ждем каких-то решений, чтобы двигаться самим.

Важнейший вопрос для края – расселение ветхого аварийного жилья.

В проекте бюджета 447 млн рублей ежегодно предусмотрено и здесь на с вами предстоит серьезно советоваться и вырабатывать механизм. Сейчас предложения готовятся, думаю, что в ноябре мы с вами сядем и вместе на них посмотрим. Обсудим как правильней это делать, как вовлекать средства муниципалитетов, как быть может вовлекать средства граждан и дать людям возможность участвовать, потому что многие готовы какую-то долю софинансировать. Придется на все эти вопросы нам с вами искать ответы. Но в любом случае от проблем мы не закрываемся, средства предусматриваем.

Важный вопрос – газификация, коллеги. Это действительно приоритет в бюджете. Если вы внимательно посмотрите, то на газификацию средств нет. Почему? Потому что мы изыскиваем иные источники финансирования, в первую очередь – это средства газовых организаций. Сейчас обсуждается проект контракта, когда мы в действующих тарифах увеличиваем инвестиционную часть и направляем эти средства на газификацию. Важный шаг вы в этом году сделали, поддержав предложение по финансированию муниципалитетов на разработку проектной документации. Это нам создает очень хороший задел. И как только мы договариваемся с «Газпромом» и с ФАСом по объемам финансирования, приходим к пониманию, у нас уже есть определенные проекты. И одновременно с этим мы воспользовались правом максимальный объем средств в рамках инвестиционной надбавки на эти цели тоже предусмотреть.

Еще один заключительный момент в сфере жилищной политики – благоустройство.

Мы продолжаем программу благоустройства. Предусматриваем тот объем средств, который в этом году предусматривали. Федерация нам подтвердила выделение такого же объема средств, как и в этом году на благоустройство дворов, общественных пространств. В этом году нам удастся более 500 дворов благоустроить, 78 общественных пространств, 5 парков. Думаю, что мы должны такими же темпами двигаться. И в любом случае формировать долгосрочную программу на ближайшие 3-5 лет по дворам и постепенно переходить к вопросу уже комплексного благоустройства, увязывая ремонты дорог, увязывая благоустройство общественных пространств и дворов, увязывая ремонты домов в рамках программы капитального ремонта. Чтобы люди видели, что преображаются не только отдельные точки, а что преображается пространство в целом.

Культура и спорт.
По культуре. Мы не только сохраняем, поддерживаем финансирование всех значимых проектов, которые стали брендами, но и по ряду проектов финансирование увеличиваем на 10%. Имеются ввиду бренды, связанные с Дягилевским фестивалем, с «KAMWой», с пасхальными фестивалями и «Небесной ярмаркой». По ряду этих проектов, где идет качественный рост, мы финансирование увеличиваем. Масштабный фестиваль «Пермский период» будет круглогодичным. Здесь мы больше полагаемся на средства спонсоров, активно работаем. Многие из ваших предприятий помогают за что им большое спасибо. И дальше будем вместе с вами реализовывать эти проекты.

Серьезное финансирование заложили на развитие краевых муниципальных театров, это и финансирование гастрольной деятельности. 

Ну и плюс у нас капитальные вложения в наши объекты культуры, причем это не только строительство Театра оперы и балета – новой сцены, к строительству которой, я уверен, мы всё-таки приступим. Это и существенный ремонт Драматического театра, на ремонт сцены мы закладываем большой объем средств, ну и конечно это краевая Художественная галерея. Я рассчитываю, мы в этом году закроем сделку по заводу Шпагина. Это даст нам возможность уже прямо смотреть проекты приспособления всех этих зданий под нужды. Рассчитываю, что мы за 2018 год в целом должны этот вопрос решить. Все-таки проекты приспособления, они где-то проще строительства, а где-то сложнее и дороже. Коллеги, кто с этим сталкивался, понимают сколько там рисков, но, тем не менее, первая половина 2019 года, ставлю для себя как дату. Нужно освобождать кафедральный собор и нужно приступать к его реконструкции, потому что к зоопарку мы движемся, пусть не так динамично как хотелось бы, но движение идет. Нам нужно освобождать тот квартал и решать вопросы, которые давно обещали решить.

Спорт. Пермский край в этом году подтвердил статус спортивного центра. У нас очень хорошо прошел летний Чемпионат мира по биатлону, такие отзывы хорошие и люди, кто приезжал сюда, очень позитивно все оценили. Вы знаете, мы участвуем в заявке на Чемпионат мира по баскетболу 2023 года. И это тоже важные моменты.

Что здесь у нас заложено? У нас заложена поддержка профессионального спорта, традиционно сложный вопрос. И мы дополнительно предусмотрели по 240 млн рублей ежегодно на поддержку массового спорта. Изначально предполагается, конечно, строительство детских площадок при школах, при колледжах, при училищах, дворовые площадки. Но здесь, я думаю, нам нужно активно посоветоваться со спортивной общественностью, потому что многие говорят: «Уделите особое внимание реконструкции той инфраструктуры, что уже есть, тех же школьных залов и сделайте их более доступными». Есть предложения по поводу программы «Тренер нашего двора», чтобы просто на действующую площадку приходили тренеры и занимались. Мы до конца года проведем большое совещание со спортивными ассоциациями, спортивной общественностью и с ними, и с вами вместе предлагаю этот вопрос обсудить и нащупать самые эффективные пути решения.

Агропромышленный комплекс был и есть в числе наших приоритетов. Объем финансирования — 2,9 млрд рублей, также увеличен. Основные задачи, которые мы тут решаем – это те задачи, которые сельхозпроизводители поставили. Что они нам говорят? Они говорят - в первую очередь дайте понятные и долгосрочные правила работы. Понятный объем продуктового финансирования в расчете на литр молока, в расчете на гектар посевов. И оградите нас от колебаний федеральной политики, потому что Федерация то даст много денег, то даст меньше денег. Я считаю, что нам очень важно им сказать, что такая цифра будет. Ну сократит Федерация финансирование по данному направлению, ну, значит, мы чуть больше своих денег вложим. Я считаю, что это правильно, потому что это даст понимание людям дальнейшего развития. В общем сельское хозяйство дальше будем финансировать.

Итоги есть. Я попросил историческую справку. Если 17 лет назад край выдавал 300 тысяч тонн молока, то к концу 18 года Минсельхоз уверяет, что мы переступим цифру в полмиллиона тысяч тонн. Это говорит о том, что мы за 15 лет прошли очень большой путь. И сколько бы мы тут не спорили, решения которые принимались, были правильными.
Поэтому думаю, что это надо продолжать.

Коллеги, 5 минут ещё. Не буду уже по всем направлениям проходить.

Экономика. Инновационное развитие. Развитие территорий. Связь. МФЦ, электронные услуги, безопасность – все эти направления будем финансировать.

Отдельно, наверное, отмечу вопросы по развитию территорий. 10 млрд рублей – это только средства дотаций и фонда софинансирования расходов. И они выросли на 6%. А в целом в территории из краевого бюджета будет перечислено 47 млрд. рублей.

То есть практически половина краевого бюджета это то, что мы отправляем в территории. О чем это говорит? Это говорит о том, что муниципалитеты для нас — это серьезный партнер, это действительно точка опоры.

Это говорит о том, что мы доверяем муниципалитетам. И говорит о том, что с муниципалитетами нужно работать очень плотно и совместно. Потому что многие вопросы для них оказываются сложны. Особенно то, что касается вопросов строительства, особенно строительства школ.

Мы сейчас смотрим схему, когда бы наше Управление капитального строительства выступало заказчиком объекта, потому что строить школы, особенно большие школы – это искусство. И если Пермь с этим справляется, то небольшие муниципалитеты утратили этот навык, так как долгое время ничего не строили. Нужно этот механизм смотреть.

Очень важно финансирование информационных ресурсов и информационных систем. Мы серьезно заявились как центр развития IT-кластера, IT-индустрии, цифровой экономики. И, конечно, нам нужно, чтобы и наши краевые учреждения, и наши ведомства использовали активно информационные технологии.

В целом, коллеги, говоря о бюджете.

Наш бюджет, всегда вы беспокоитесь и всегда задаете вопросы — является ли наш бюджет бюджетом развития. Мы можем точно сказать, что наш бюджет и на семнадцатый год, и на восемнадцатый год еще в большей степени является бюджетом развития. На слайде собраны все расходы. Зеленая часть – это то, что касается строительства и реконструкции, объектов дорожных и гражданских.

У нас получилось, что если в прошлом году менее 5% на эти цели было направлено и усвоено, то в этом году почти 12%. И, я думаю, что мы вплотную к этой планке приблизимся не только по лимитам, но и по освоению. А в конце концов мы должны выйти почти на 15%, и даже превысить её в 2019 году. Это тот норматив, который у нас стоит.

В прессе прочитал, что долг края к 2020 году удвоится. Так ли это? И да, и нет. Согласно проекту бюджета – да. Но, коллеги, когда вы будете обсуждать бюджет, призываю вас разделять. Что такое бюджет? Бюджет – это лимиты бюджетных обязательств. Лимиты - это ограничители. Мы с вами прекрасно понимаем, что по многим статьям бюджет всегда формируется с запасом. Особенно там, где это касается с одной стороны социальных выплат, с другой – органы власти не всегда бывают расторопны, чтобы реализовать сложные проекты. Рассказывать много не буду. Капитальное строительство – яркий тому пример.

Поэтому вопрос – а какова реальная оценка расходов бюджета? Сколько мы реально потратим в 2018 году?

Реальная оценка 2018 года показывает, что мы действительно будем иметь дефицит в бюджете. Если у нас номинальный дефицит бюджета 5,9 млрд рублей, то оценку которую мы сейчас сделали — 3 млрд. 600 млн. рублей.

Почему? Опасный ли это уровень?

Потому что реальный дефицит – это всегда плохо. Многие из вас имеют опыт управления финансами в бюджетной сфере и крупными организациями, и все прекрасно понимают, что дефицит — это плохо.

И нужно четко понимать – почему он сформировался. И как-то его закрывать. Я считаю, что дефицит в бюджете 2018 года – это не позитивное явление, но вынужденное. Но это не опасное явление.

Почему? У нас с вами заканчивается программа финансирования переселения жителей из аварийного жилья в Березниках на 2 млрд. рублей.

И, соответственно, эти расходы в 2018 году закончатся. Мы с вами возвращаем долги дорожному фонду. На слайде, где были представлены дороги, было показано, что у нас на начало этого года 6 млрд рублей долгов было перед дорожным фондом. То есть мы недофинансировали дороги. Собрали деньги целевые с предприятий и людей на эти цели и недофинансировали.

В этом году мы на 3 млрд. рублей этот долг сокращаем. Поэтому такие результаты. В следующем году мы тоже предлагаем на 1 млрд. этот долг сократить. И полностью его уже к 2020 году мы, что называется, обнулим за счет ускоренного финансирования дорожной сферы.

И, наконец, у нас заканчивается ряд социальных выплат почти на 1 млрд. рублей. Поэтому я исхожу из того, что к 2019 году реальная оценка дефицита будет приближена к нулю, и к 2020 году у нас будет профицит. Но понятно, что у нас все равно возникнет какая-то потребность в текущих обязательствах. Мы это тоже понимаем, и нам придется какие-то дополнительные решения принимать. Будем смотреть межбюджетные отношения. Будем улучшать налоговое администрирование. И конечно будем дальше работать над повышением внутренней эффективности.

Внутренняя эффективность – это, в первую очередь, закупки. Мы видим, что по ряду направлений мы можем сэкономить на закупках не в ущерб качеству. Мы понимаем, что в дальнейшем все наши социальные выплаты должны носить адресный характер. Хотя по большому счету тот спектр инициатив, которые Федерация рекомендует реализовать субъектам в это сфере, в Пермском крае реализованы. И наша социальная защита носит адресный характер.

Это вопрос консолидации всех ресурсов. Также как мы программу газификации вместе с «Газпромом» реализуем. Также у нас ресурсоснабжающие организации, коммунальная инфраструктура, привлечение средств застройщиков для строительства социальной инфраструктуры, привлечение средств наших социальных партнеров — всё это мы должны видеть целиком и понимать, что это тоже идет на развитие края.

Ну и важный вопрос – рост производительности труда. У нас есть замечательный проект, который мы реализуем совместно с Министерством экономического развития по производительности труда в экономике. Нам нужен такой же рост производительности труда в нашей бюджетной сфере. К сожалению, мы видим, что по ряду учреждений треть расходов на фонд оплаты труда - это расходы управленческо-административного персонала. Ну если бы на предприятиях такие показатели были, наверное, собственники руководителя бы выгнали. И нам нужно очень аккуратно к этому подходить. Все-таки понимать, что мы финансировать должны врачей и учителей. А то по 10 замов у нас некоторые школы и больницы имеют. Куда это годится? Надо все это сокращать.

В конечном итоге, коллеги, любой бюджет формируется в треугольнике: обеспечение социальных обязательств, бюджета развития и сбалансированности. Вот в этом треугольнике, я считаю, нам удалось найти баланс. Это и бюджет социальный, и бюджет, который обеспечивает развитие, и бюджет, который ответственно подходит к вопросам и не перекладывает проблемы на будущее.

В целом, мы много говорим о лидерстве края, о необходимости возвращения динамики. И это – действительно стратегическая задача. Так вот. Проект бюджета, который представлен, эту задачу решает, он действительно является инструментом опережающего развития края. Коллеги, поэтому прошу вас посмотреть внимательно и принять этот проект бюджета в первом чтении. После обсуждений дополнительных давайте вместе посмотрим. Спасибо.

Презентация к выступлению губернатора Пермского края Максима Решетникова.