Размер шрифта: а а а
Цвет сайта: ц ц ц
Изображения: Выкл. Вкл.
Все новости Скачать фотографию
От первого лица

Стенограмма пресс-конференции губернатора Пермского края по итогам 2017 года

12 Декабря 2017
Поделиться

Открытие выставки «Россия – моя история. Пермский край» я считаю одним из ключевых событий года.

Почему? Потому что сама по себе выставка имеет очень глубокое содержание. Это основные моменты нашей истории. По отзывам экспертов, у нас один из самых серьезных региональных краеведческих компонентов. Есть очень много информации именно о крае, о том, что здесь происходило в те или иные периоды истории.

Следующий момент, в котором наша уникальность — выставка размещена в двух исторических зданиях: Речного вокзала и вокзала Пермь I. В целом, сделано всё на высоком уровне, поэтому считаю это важным итогом.

Еще один итог года – это открытие аэровокзала. Вы там многие не так давно были, видели.

Да, там есть чем ещё позаниматься в следующем году. Мы должны перевести в здание нового терминала международные рейсы, сделать перрон и вынести туда телетрапы. Есть подтверждение о готовности на проведение этих работ со стороны инвестора. Есть подтверждение со стороны Управления гражданских аэропортов — они финансируют строительство перронов. Деньгами все обеспечено. Будем и дальше аэропорт развивать. Мы заложили мощный фундамент для того, чтобы сформировались современные «ворота в край».

Еще одним важным элементом прошедшего года считаю Большой летний фестиваль. Нам действительно удалось «вытащить» на улицу людей, показать, куда и зачем нужно выйти из дома. Фестивальное движение мы будем дальше продолжать. Запущено зимнее фестивальное движение. По следующему году – также большие планы, чтобы фестивальное, молодежное, спортивное и культурное движение в крае развивалось. События готовим очень масштабные.

Важным стал прошедший в крае Чемпионат мира по летнему биатлону. Регион показал, что способен принимать большие спортивные мероприятия. Много средств и сил мы вложили в инфраструктуру: и в дороги, и во внешний вид города. Чайковский стал выглядеть по-другому. Спортивную инфраструктуру подтянули. Главное, что открытие и сам чемпионат прошли в очень теплой атмосфере. Спортсмены об этом говорили, много было добрых отзывов. Теперь действительно Пермский край рассматривают как площадку для проведения соревнований самого высокого уровня.

Важен был старт проекта по дорогам. В этом году мы очень много сделали для ремонта и строительства дорог. Сформировали программу на 5 лет. Запустили крупные проекты. У нас в практическую плоскость вышел проект по строительству моста через реку Чусовую по концессионному соглашению. Вы знаете, недавно были подписаны соглашения с подрядчиком.

Благодаря визиту Президента РФ В.В. Путина, Пермский край стал одним из 10 регионов, где начинается строительство масштабных дорожных объектов. Имеется в виду продолжение дороги от Кукуштана в сторону Кунгура. Мы заложили финансирование на 2019-20 годы, и в следующем году нам предстоит очередной участок трассы закончить.

Но и в целом, наверное, вы знаете, что сформирована большая программа на пятилетку, и она полностью обеспечена деньгами. Это тоже один из итогов этого года. 

Нельзя не сказать о проекте, у которого есть несколько рабочих названий, кто-то его называет «Большая набережная», кто-то – «Пермь 300». Проект связан с выносом части железнодорожного сообщения из центра Перми.

После визита Президента и поддержки этой инициативы со стороны В.В. Путина проект начал интенсивно развиваться. На сегодняшний момент не просто достигнута договоренность с «Российскими железными дорогами», РЖД полностью включили проектно-изыскательские работы по строительству северного железнодорожного обхода города Перми в свою инвестиционную программу на 2018 год.

И вместе с реализацией большого проекта по реконструкции железной дороги Соликамск–Пермь для вывоза продукции с новых рудников, мы в ближайшие годы будем одной из отправных точек железнодорожного строительства в стране вообще.

Взаимодействие с «Российскими железными дорогами» сейчас находятся на том уровне, на котором никогда не находились. И лишним подтверждением этого факта является то, что часть выставки «Россия моя история» была размещена в здании Пермь I.

По запуску проекта «Пермь 300» первый шаг уже сделан. Вы знаете, что территория завода им. Шпагина перешла в краевую собственность. На сегодняшний момент ведется подбор участка по выносу производства с одной стороны, с другой – мы действительно приступаем к проектированию культурного и общественного пространства на месте этого завода – с учетом исторического наследия, исторических корпусов, которые там есть.

И в заключении отмечу, что значимым событием для края стал визит Президента РФ. Важна поддержка в экономике и нашего IT-кластера. Почему так важно для Пермского края – развитие цифровой экономики и IT-кластера? Потому что это наше конкурентное преимущество, это те рабочие места, которые в перспективе позволят здесь удержать молодежь. Это рабочие места с высокой добавленной стоимостью. И это то, что позволяет говорить о нашей экономике как о сбалансированной, имеющей перспективы.

Коллеги, я мог бы долго рассуждать об итогам в сфере здравоохранения, дорог и благоустройства и т.д. Но давайте перейдем к режиму вопросов и ответов.

1. На какой стадии находятся реализация проекта «Строительство ТПУ на Перми II? Приступили ли к проектированию?

Ответ: На сегодняшний момент активно ведется проектирование, в первую очередь градостроительное.

В чем вопрос по этому проекту? Дело в том, что мы сейчас проектируем строительство эстакадного соединения, и это будет транзитная магистраль. И нам нужно сделать так, чтобы этот ТПУ не «убил» эту магистраль.

Инвестор в настоящее время предполагает размещение большого числа торговых площадей. Если мы их все там разместим, у нас транзитная магистраль может просто встать. Поэтому мы ищем баланс – как сделать транспортную схему, делать ли съезды и подъезды? В интенсивном режиме ведется проектирование, обсуждение. Думаю, что в ближайшие месяцы мы закончим. И наше видение того, что нужно городу и краю, в ближайшее время представим.

2. В Пермском крае идет процесс объединения территорий. Уже понятно, что речь идет о преобразовании порядка шести-восьми территорий. Кто все-таки отвечает за реализацию этих процессов? Получат ли какие-то преференции территории от краевых властей?

Ответ: С инициативой по объединению муниципалитеты выходят сами. Поэтому сами и отвечают за эти процессы. Край, в свою очередь, будет поддерживать эти процессы.

Каким образом:

Первое. Мы гарантируем, что доходы не снизятся в связи с преобразованиями. Дело в том, что при преобразовании муниципального района в городской округ в действующей системе правил территория могла бы потерять часть доходов. Мы говорим о том, что такого снижения не будет. Готовим проект закона, в ближайшее время внесем его в Законодательное собрание. Думаю, коллеги его поддержат.

Второе. Мы внимательно смотрим на те территории, которые объединяются. Смотрим, какие там есть проблемы и будем поддерживать их решение.

3. Летом на встрече с Дмитрием Медведевым Вы предлагали внести изменения в Лесной кодекс. Также Вы выступили с предложением: лес, оставшийся при рубках просек под линии электропередач (ЛЭП), а также строительстве дорог и трубопроводов, передать из федеральной собственности в муниципальную. Нашли ли поддержку эти инициативы?

Ответ: На той встрече эти предложения нашли поддержку. Мы свои предложения сформировали и направили в партию. По партийной линии идет движение. Недавно прошли общественные слушания, посвященные десятилетию Лесного кодекса. Представитель края выступал с этими предложениями и рядом других. Предложения широкий отклик получили, другие регионы поддерживали. Думаю, что движение будет.

4. Максим Геннадьевич, одна из главных проблем для обычного человека – это как наличие крыши над головой, так и социальная защищенность. И актуальной является проблема обманутых дольщиков. В Прикамье принят региональный закон о поддержке обманутых дольщиков. На федеральном уровне разрабатывается федеральное законодательство тоже по защите своих граждан.

Отсюда два вопроса.

Первый - те законы, которые приняты – достаточно ли они, чтобы предотвратить подобный обман и мошенничество от отношению к гражданам. Станет ли безопаснее?

И второй вопрос - те, кто уже обманут, получат ли они реальную защиту?

Ответ: Вопрос по обманутым дольщикам и долевому строительству на сегодняшний момент один из самых острых. Вы знаете, что по поручению Президента России сейчас отрабатывается механизм, который позволит в перспективе заменить механизм долевого строительства иными механизмами. То есть сам по себе механизм признан, как мы понимаем, рискованным.

Те изменения, которые были внесены с середины года, существенно ужесточили получение декларации застройщиком. И требования к самим застройщикам стали более жесткими и четкими. С моей точки зрения, уровень рисков для людей снизился.

Что же касается тех людей, кто уже попал в эту сложную ситуацию, то Пермский край является одним из первых, кто принял свой закон и четко обозначил механизм, по которому нужно идти.

Сразу скажу, что механизм этот подразумевает двустороннее движение.

Определенные шаги должны сделать дольщики. А именно: пойти на создание ЖСК, зафиксировать объекты недостроя. И уже затем край будет готов активно помогать в достройке этих объектов.

В законе эта схема определена. По этой схеме сейчас ведутся работы по ряду объектов. В частности, в Чайковском у нас тоже есть большие проблемы, не только в Перми. Министерство строительство в еженедельном режиме занимается этими вопросами. В постоянной режиме проводятся встречи с дольщиками, АИЖК подключаем к этому процессу.

Решение этого вопроса требует времени. Сказать, что сейчас «за раз» всё решится – нельзя. Но те вопросы, которые были у дольщиков – сняты.

Люди были недоинформированы, они не понимали, как действовать. Сейчас понимание как действовать имеется. Минстрой сопровождает эти процессы, будем двигаться по каждому объекту.

По Первому пермскому микрорайону. В первую очередь, на повестке дня стоит создание ЖСК, чтобы зарегистрировать объекты, вывести их из процедуры банкротства. У нас есть понимание по перспективам каждого объекта. Минстрой ведет переговоры с агентством по страхованию вкладов.

5. Будет ли использоваться Пермь I как вокзал, можно ли будет зайти туда погреться пассажирам?

Ответ: На станции Перми I сохранена транспортная функция. Есть другой вход, сохранена билетная касса, здание функционирует как вокзал. Он стал чуть меньше, но площади достаточные для того пассажиропотока, который есть.

6. Достигнуты ли договоренности с руководством «Ремпутьмаша» по новой площадке? Если да, то где она? 

Ответ: Несколько площадок предложено, рассматриваются. Держу вопрос на контроле. Занимается этим вопросом зампред правительства А.В. Чибисов. Докладывает, что ряд площадок «Ремпутьмаш» в целом устраивают, сейчас уже обсуждаются вопросы экономические. Последний раз мы общались две недели назад. Давайте дадим руководству предприятия время на принятие решения. Думаю, что в январе мы должны на финальные договоренности выйти.

7. Намерены ли Вы продолжать работать в статусе главы правительства?

Ответ: Да.

8. Максим Геннадьевич, нас интересует другое. Первый Ваш визит состоялся в Березники, в ЖК «Любимов», там сейчас идет стройка, как Вы знаете. Какие Вы риски видите в обеспечении инфраструктурой этой площадки? Будет ли этот стремительно растущий район обеспечен нормальной социальной и коммунальной инфраструктурой или этот процесс может затянуться? 

Ответ: Те проблемы, которые у нас были по этой площадке, в основном решены. Разработана проектная документация, проведены конкурсы, есть подрядчики. Там есть определенные вопросы, но они решаются в рабочем режиме. В этом году мы 1 000 семей квартирами обеспечили.

В следующем году будет вестись большая стройка. Заканчиваем первую очередь. Отдельно будет строиться вторая очередь и проектируется уже третья очередь. Думаю, что к концу года на работу даже по третьей очереди мы должны выйти.

Социальная инфраструктура строится - детский сад, коммунальная инфраструктура. Много объектов в этом году сдали, что-то ещё доделаем в следующем году, стройка идет полным ходом. 

9. Максим Геннадьевич, по галерее и новой сцене оперного театра есть какая-то ясность?

Ответ: По галерее ясность есть. Для этого мы и приобрели завод им. Шпагина. Сейчас интегрируем потребности разных наших культурных учреждений. В первую очередь, галереи, музейного пространства.

Коллеги, имущественный комплекс там – 34 тысячи квадратных метров. Нас интересует не только то, что там разместить, но и как всё это дальше эксплуатировать так, чтобы туда постоянно ходили люди, там постоянно была жизнь, было интересно. И конечно, мы понимаем, что эти объекты нужно содержать, чтобы была текущая окупаемость.

Сейчас разрабатываем концепцию – причём не только завода имени Шпагина, но и всего пространства вокруг. Как только она будет подготовлена, мы ее представим на широкое общественное обсуждение.

Сложный проект. Проекты такого уровня в крае не реализовывались, да и в стране их не так много. Ищем лучших специалистов, привлекать будем внешних экспертов.

Важно, чтобы внешние эксперты взаимодействовали с пермскими экспертами и архитекторами. Необходимо учитывать то, что по этой площадке есть достойный материал, который был в Перми разработан. Это проект «Первогород». Необходимо всё скомпоновать, интегрировать, учесть и внимательно обсудить.

Время у нас на это есть. Вы знаете, что 20 месяцев на выезд завода отведено. Задача сделать красивый хороший продукт, которым мы будем гордиться следующие 20 лет.

10. Максим Геннадьевич, еще про дела правительственные. Вопрос такой, когда планируется перезагрузка правительства?

Второе. Про политический блок. Что будет с администрацией? Будет ли реформа в отношении администрации губернатора, и кто ее возглавит, есть ли кандидатуры? Накануне выборов Президента – раскройте кто и за что будет отвечать – кто за внутреннюю политику, кто за другую политику?

Ответ: Мы сейчас занимаемся этим. В свое время Вы всё узнаете. А может быть, я прочитаю о своем решении из газеты «Коммерсант», как часто бывает.

11. Летом этого года промышленный кластер «Композиты Прикамья» подал заявку в Минпромторг РФ на получение статуса промышленного кластера. После регистрации кластер получит право на дополнительную федеральную поддержку для реализации производственных проектов в области импортозамещения. Зарегистрирован ли кластер? Если да, то какие проекты будут поддержаны. Если нет, то, когда будет зарегистрирован?

Ответ: Насколько я знаю, приказ Минпромторга еще не вышел, хотя все документы действительно находятся в министерстве на рассмотрении. Но развитие идет, не дожидаясь никакого приказа. Есть пара крупных проектов в этой сфере, связанных с производством новой продукции для нужд химической промышленности. И мы помогаем предприятиям, которые входят в этот кластер, вести переговоры с крупными компаниями по закупке продукции. Ряд таких переговоров ведется, когда они будут доведены до финальной стадии, я думаю, мы получим абсолютно новые производства. И композиты войдут в сегмент уже не только специзделий, но и изделий крайне широкого назначения.

12. Максим Геннадьевич, про многострадальный манеж «Пермь Великая». Насколько я понимаю его сдали, но сроки его открытия для посетителей, к сожалению, до сих пор «тайна покрытая мраком». Когда он примет первых спортсменов?

Ответ: Относительно Манежа три момента отмечу.

Первый момент. Чтобы там начать спортивные занятия, необходимо пройти процедуру сертификации и аккредитации. Сейчас выполняется постановка объекта на баланс, кадастровый учет, потом пройдет аккредитация. Это какое-то время займет.

Второе. Вы правильно сказали, что непросто шла сдача этого объекта, и этот вопрос остался. Поэтому мы назначили проведение ряда дополнительных экспертиз и работ. Только по их итогам мы примем окончательное решение о допуске детей в здание.

Третий момент. Есть вопросы по стоимости тех работ, которые нам предъявили к оплате. Минстрой с этим разбирается. Назначены дополнительные экспертизы. И мы здесь взаимодействуем вместе с правоохранительными органами, чтобы окончательно разобраться в этой ситуации.

13. Ранее велись переговоры с компанией «Эриксон» по сотрудничеству. На каком этапе переговоры находятся сейчас? Каких договоренностей Вам удалось достигнуть? С какими еще крупными международными или российскими компаниями правительство планирует сотрудничать?

Ответ: По теме переговоров с «Эриксоном» пока отличными результатами похвастаться не можем. Минпромторг, по-прежнему, переговоры ведёт, но есть проблема со стороны компании, вызванная внешней ситуацией. Мы со счетов вопрос не сбросили, будем держать ситуацию под контролем.

Что касается переговоров с крупными компаниями. Проекты по специнвестконтрактам – не буду сейчас перечислять все предприятия, которые мы в этом году открыли и дальше развиваем – то по широкому перечню вопросов мы работаем.

Один из ключевых проектов, по которому сейчас требуется работать, - ЦБК «Кама». Основным инвестором предприятия был банк «Открытие» и проблемы банка, к сожалению, на проект перекинулись.

Поэтому сейчас мы пытаемся найти способы, чтобы этот проект реанимировать, потому что он очень важен для края.

14. Известно, что власти Прикамья просят федеральный Минфин пересчитать дотации на 2018 год в пользу увеличения. Есть ли подвижки по этому вопросу?

Ответ: Меняется, к сожалению, система межбюджетных отношений, и меняется она не в пользу регионов. Эта концепция модели бюджета предполагает, что слабые регионы переводятся на полное финансирование из федерального бюджета, в то время как с сильных регионов деньги снимаются. Нас, конечно, такая ситуация устроить не может, поэтому на всех уровнях мы пытаемся доказать, что из системы «отнять и поделить» ничего хорошего не выйдет.

То, что нам пока удалось – добиться дотации на сбалансированность, которая для Пермского края составит 1 млрд. 100 млн рублей. Это часть потерь нам компенсирует. Подчеркну, что только часть.

Нас очень беспокоит 2019-2020 годы, потому что из приложения к федеральному бюджету исчезло распределение дотаций на выравнивание вообще. И те 2 млрд рублей, которые мы получаем на 2018 год, на 20 19 году нам не гарантированы. И это создаёт для Пермского края большую стратегическую неопределённость. 

15. Перейдем к межбюджетным отношениям другим: регион-муниципалитеты. По каким направлениям межбюджетные отношения с муниципалитетами края показали положительный результат, что в этой области следует усовершенствовать в следующем году?

Ответ: В наших отношениях с муниципалитетами мы не применяем ту модель, который по отношению к краю исповедует федеральный Минфин. Мы не меняем правила, когда бюджеты сформированы, заранее обсуждаем с муниципалитетами все изменения.

В этом году мы приняли много достаточно важных изменений на следующий год в сфере межбюджетных отношений и распределения дотаций на выравнивание. Перешли к стимулированному росту увеличения собственного налогового потенциала муниципалитетам. Эти изменения мы обсуждали ещё в апреле, приняты они были летом. Все муниципалитеты знают – что и как будет.

Далее. Мы дали муниципалитетам возможность не получать дотации на выравнивание, а заменить их налогами. И многие муниципалитеты пошли на это. И это подтверждение того, что многие муниципалитеты серьёзно относятся к увеличению собственного налогового потенциала. Сами понимаете, невозможно повлиять на объем денег, который стоит в строчке в бюджете, а на налоговый потенциал в целом можно. И многие муниципалитеты на это идут.

Третий момент. О нем уже спрашивали. Это изменения, которые связаны с преобразованиями районов, городских округов. Еще раз подчеркну, что там мы гарантируем муниципалитетам не снижение тех доходов, что у них есть.

16. Принято ли какое-то решение по сцене Оперного театра?

Ответ: Финального решения мы не приняли. Работаем одновременно по двум площадкам. Базовая площадка – это пятый квартал. Работаем по ней. Проводим очистку земельного участка и предпроектные работы.

Но в то же время пытаемся оценить геологическое состояние и Разгуляя, где сложные грунты.

Это то решение, где нам надо в ближайшее время ставить точку, учитывая, что перспектива по железной дороге понятна.

В пятом квартале смущает то, что нет места для создания зоны, аналогичной театральному скверу. Учитывая те предложения, которые нам дал Театр оперы и балета, получается большое здание. Вопрос – какую территорию использовать для прогулок, для создания той атмосферы, которая есть сейчас? В качестве такой территории мы можем рассматривать набережную, но необходимо уже сейчас начинать работу по увязке проектов.

Сразу скажу, коллеги, вы задаёте очень правильные вопросы относительно ключевых проектов. Эти проекты полностью взаимосвязаны друг с другом. Председателя правительства в крае найти легко, а хорошего архитектора и градостроителя, который бы мог увязать такого рода и сложности проекты, крайне сложно. Не то, что в крае, в стране не так много проектов такого масштаба. Поэтому мы активно смотрим разные предложения, разные увязки. Но понимаем, что те предложения, которые уже есть, они всех ближе всего к тому, что можно вынести на широкое общественное обсуждение.

17. Известно ли кто займет пост главы администрации губернатора?

Ответ: Смотрим пока. Когда решение примем, расскажем.

18. Скажите, пожалуйста, какова сейчас ситуация со строительством зоопарка?

Ответ: Минстрой держит ситуацию на контроле. У подрядчика «РЖД-Строй» - проблемы с субподрядчиками. Как мне докладывают, сейчас РЖД-Строй ведет работу собственными силами. Вчера мне доложили, что отставание удалось сократить на 10 дней. До этого, как Вы знаете, отставание только увеличивалось. Первый зампред правительства М.В. Сюткин лично отвечает за этот проект.

Боюсь опять сглазить, но «РЖД-Строй» очень много ресурсов мобилизовал на эту площадку. До конца декабря прилетает руководство, курирующее стройку «РЖД», будем дополнительно обсуждать перспективы еще большего ускорения темпов строительства.

19. Что краевые власти планируют делать с все-таки растущим госдолгом края? Изначально Вы заявляли, что регион будет гасить все долги. Как власти будут балансировать в связи с почти предельным дефицитом?

Ответ: По госдолгу Вы абсолютно правы, что в настоящий момент он 9,2%. Причиной является сокращение федеральных дотаций, с одной стороны. С другой стороны – в сфере налогов ограничено право субъектов по движимому имуществу. Вместо ставки 2,2 — ставка 1,1. Это является первопричиной госдолга.

Также причина госдолга и в высоком объёме социальных обязательств, который на сегодняшний момент в бюджет заложен, в том числе и по заработным платам. Мы, конечно, рассчитываем, что долг снизится, потому что и расходы бюджета в стопроцентном объёме не всегда выполняются.

И экономика региона развивается. Мы рассчитываем, что наши усилия по развитию экономики и работа с налоговым потенциалом дадут свои плюсы. В результате, у нас 2019 год сверстан с дефицитом ноль, а 2020 год, соответственно, с плюсом. В результате, на трехлетку мы ситуацию сбалансировали.

Но то, что бюджет 2018 года по факту будет дефицитным — это так, что нас не радует. Но исходя из тех условий, в которые мы поставлены, это вынужденная необходимость.

20. Пермский край может стать полигоном цифровой экономики во всех сферах. Насколько здесь есть какие-то подвижки? И во все ли сферы внедряется цифровая экономика?

Ответ: Мы сейчас сформировали несколько направлений внедрения цифровых технологий. Касаются они как внедрения в государственном и муниципальном управлении, так и в сферы напрямую с государством не связанные.

Сформировав этот перечень, мы создаем рабочие группы: «цифровое ЖКХ», «цифровой транспорт», «цифровое здравоохранение», и другие.

Формируем сейчас команду, выбираем технологии. В первую очередь, за основу берем те технологии, которые есть в Пермском крае, начинаем их внедрять.

Министерство информационных технологий и связи готовит стратегию и программу развития всего кластера на ближайшие годы. Вы знаете, мы проводили стратегическую сессию, и все вопросы и идеи, которые там освещались, мы учитываем.

21. Ситуация с заводом «Ремпутьмаш» немного прояснилась. А что касается предприятий, которые находятся на другой стороне моста? С их переносом какие планы?

Ответ: Пока рано говорить о переносе. Надо сначала концепцию разработать, провести переговоры с собственниками.

Переносить завод нужно только в том случае, если ты уверен, что рабочие места сохраняются. Самое простое, что можно сделать – это разрушить завод. Создать новые рабочие места значительно сложнее. Поэтому нужно крайне бережно относиться к вопросам переноса производства, и делать это только в том случае, если уверены в сохранении рабочих мест на территории края.