Все новости Скачать фотографию
Интервью

Стенограмма доклада главы Пермского края М. Г. Решетникова на пленарном заседании Законодательного собрания Пермского края 8.06.17

8 Июня 2017
Поделиться

Прошло четыре месяца как я исполняю обязанности губернатора Пермского края. Это были четыре месяца очень напряженной работы. Четыре месяца постоянных командировок, встреч с людьми, встреч с ветеранами, студентами, в трудовых коллективах, в социальных учреждениях. На сегодняшний момент понятны те проблемы, которые существуют в крае. Выработаны основные мероприятия и решения. Понятно как решать эти проблемы. Более того, многие вопросы уже начали решаться, и во многом благодаря вашей поддержке.

Сегодня готов озвучить основные направления развития Пермского края. Это те задачи, которые станут основой моей предвыборной программы. Начну с главной темы, которая волнует всех пермяков, всех жителей края, – темы здравоохранения. Основная проблема, которая на сегодняшний день существует в здравоохранении, – это вопросы доступности и качества медицинской помощи. При этом, вопросы доступности медицинской помощи для жителей - это, в первую очередь, возможность попасть на прием к терапевту, возможность попасть на прием к узкому специалисту, и с этим, как раз, большие проблемы. Причем проблемы как на селе, так и в городах.

В чем причина сложившейся ситуации? На слайде приведена динамика финансирования стационарной помощи и поликлинической помощи за последние четыре года.

Что мы видим: рост объемов финансирования стационарной помощи +18%, рост объемов финансирования поликлинической помощи +3%. При том, что в целом объем финансирования программы госгарантий в крае на весьма достойном уровне. Мы видим подушевой норматив, который есть в округе, видим тот норматив, который есть в крае. То есть деньги в системе есть. Но они уходят именно в стационарную помощь. Более того, если мы посмотрим данные прошлого года, вы увидите падение финансирования поликлиник.

На сегодняшний момент заканчивается ревизия финансового состояния учреждений здравоохранения. На следующей неделе будут итоговые цифры. Но то, что мне доложили буквально в понедельник, у нас объем кредиторской задолженности - 700 млн. рублей.  Это очень большой объем кредиторской задолженности наших поликлиник, это поликлиники и первый уровень стационарной помощи. Это то, что нам придется решать. Иными словами, причина, которая у нас есть, носит системный характер и, конечно, в первую очередь связана с финансированием.

В ближайшее время нам потребуется программа финансового оздоровления здравоохранения. Но вместе с тем, не только в финансах кроется решение накопленных проблем. Требуется, в первую очередь, перезагрузка работы поликлиник. Мы запустили в апреле этого года проект в 12 поликлиниках. В чем была суть проекта – в контроле работы терапевтов, врачей, по соотношению - сколько они тратят времени на первичный прием, то есть какую возможность дают людям записаться впервые, попасть к врачу через call-центры, через интернет, через регистратуру.

Что выяснилось? Кто-то выкладывает на первичный прием 25% своего времени, а кто-то - 75%. Минимум, который должен быть, – не менее 50% времени врач должен тратить на первичный прием. Ввели этот контроль, начали заниматься внутренней организацией деятельности поликлиник, диспетчерированием, ввели отдельно кабинеты неотложной помощи, чтобы врач, который ведет прием, действительно, понимал, кто к нему придет, и мог качественно подготовиться к этому. Ввели отдельно кабинеты, где можно получить справку, где можно выписать рецепт, который уже неоднократно выписывался. Там, кстати, необязательно должен сидеть врач, там достаточно фельдшера.

В результате этого получили, буквально за два месяца работы, - процент отказов записи к участковому снизился с 20% до 15%, увеличилась запись на прием через интернет. Доступность там увеличилась, бирок стало больше с 5% до 10%. А главное - ожидание приема пациента уменьшилась до 5 дней. Хотя в больницах, с которых начинали, было от 7 до 14 дней. Подчеркну, что это не потребовало никакого увеличения финансирования. Это все в рамках тех денег, которые есть, просто за счет грамотной организации работы.

Две недели назад собрали главных врачей поликлиник, рассказали о результатах, и в результате за две недели многие поликлиники начали это все внедрять. Мы думали, что сделаем пилот, до конца года посмотрим, и в следующем году будем внедрять. Договорились, что уже сейчас приступим к внедрению этого проекта. Конечно, на каком-то этапе это потребует изменения самих поликлиник: надо будет провести ремонты, реорганизовать зоны приема, реорганизовать работу регистратур, обособить эти кабинеты. Но на это у нас с вами предусмотрены средства, я еще об этом отдельно скажу.

Кадры. Конечно, в долгосрочном плане мы не решим проблему доступности узких специалистов без иного кадрового наполнения нашей системы. Какие задачи ставим? Ставим задачу, коллеги говорят, что уже к следующему году сможем достигнуть, я, конечно, сомневаюсь, но, тем не менее, задача стоит повысить укомплектованность участковыми врачами с 69% до 75%.

Казалось бы, ну что там эти 6%? Ну вообще-то, это значит, что нам надо на 10% увеличить численность участковых врачей. Тоже самое с профильными специалистами. С участковыми, кстати, полегче, у нас на это будет работать изменение системы медицинского образования. Сейчас после шести лет выпускаются специалистами терапевты, потом они идут в ординатуру, и у нас будет проблема. Потому что специалистов мы выпускаем 500 человек в год, а мест в ординатуру нам Российская Федерация пока дает 130 человек. И более того, мне доложили, что сократили до 114 человек. Но я считаю, что нам нужно из краевого бюджета обеспечить дофинансирование и доподготовку того объема специалистов, который нам нужен с учетом кадрового обеспечения всей системы, причем не просто на год, нам нужно сформировать с вами нормальную пятилетнюю программу, те цифры, которые сейчас предлагаются министерством здравоохранения, хотя я не исключаю того, что нам придется их увеличить. Специалистов по профилю нам нужно в ближайшие пять лет подготовить 900 человек, и расширить зачисление на целевой набор.

Отдельно остановлюсь на теме фельдшерского обеспечения. У нас проблема с ФАПами. 10 % ФАПов вообще без врачей, еще 10 % - с врачами в возрасте старше пенсионного, и треть – с врачами в предпенсионном возрасте. По сути, половина ФАПов у нас с вами в зоне риска, там надо срочно решать вопросы кадрового обеспечения. Какие методы? Те же самые. С одной стороны – целевой набор, только уже в наши средние специальные учреждения, а с другой стороны - дополнительное стимулирование и закрепление специалистов на местах.

 

Следующий вопрос – обеспечение подключения всех ФАПов, всех поликлиник к сети Интернет. Заголовок «Электронное здравоохранение», но на самом деле решаем очень простую и понятную задачу. Нам нужно сделать так, чтобы из любого ФАПа, из любой сельской амбулатории, городской поликлиники врач-терапевт или специалист имел возможность обратиться за консультацией к более квалифицированному специалисту на краевой уровень или с первого на второй уровень, от ФАПов к поликлиникам и так далее. И получить в режиме видеоконференции простую консультацию.

Многие называют это телемедициной, но каждый вкладывает в этот термин что-то свое. Это просто понятная консультация. Потому что сейчас как это осуществляется: человек приходит в ФАП или в сельскую амбулаторию, а ему говорят, надо обратиться в краевое учреждение. И в результате у нас по утрам в краевой клинической больнице, в краевых поликлиниках - столпотворение людей, которые просто приехали получить консультацию.

Это все должно делаться по интернету. Для этого нам нужно подключить все ФАПы, все поликлиники к нормальному, широкополосному интернету. На сегодняшний момент только 6 % ФАПов подключены к такой системе. Поэтому будем наращивать. Ну и вопрос удаленных консультаций, вы здесь тоже видите, насколько существенно мы планируем нарастить эту деятельность.

И, конечно, при внедрении всех информационных технологий мы постоянно должны думать об одном – сколько времени врач тратит на реальный прием пациента. Сейчас как ни зайдешь к терапевту, много езжу, посещаю поликлиники, сидят перед черным экраном, ждут, когда информация будет занесена в нашу электронную систему. Система может и неплохая, только очень трудоемкая, каналы не готовы, техника не готова. В результате драгоценное время врача тратится на эти рутинные операции. Мы должны ситуацию исправить.

Развитие инфраструктуры здравоохранения. Конечно, нужно укреплять материально техническую базу всех учреждений, и больниц, и поликлиник. У нас с вами есть краевая инвестиционная программа, там много объектов. Дело за малым – все это построить.

Об этих объектах говорится давно, многие из них долгострои, но эта задача для всей системы нашего гражданского строительства - уже научиться реализовывать те программы, которые принимаются.

Это задача номер один, и над этим будем очень активно работать. Ну и, конечно, ремонт объектов, изменение всех этих систем обслуживания, диспетчеризация, логистика внутри больниц, поликлиник, потребуют проведения текущих капитальных ремонтов, да и в целом нам надо привести в порядок систему учреждений здравоохранения.

Благодаря вашей поддержке мы выделили дополнительные деньги. У нас на трехлетку в бюджете обеспечено деньгами полтора миллиарда рублей. Единственное, чего сейчас ожидают от министерства здравоохранения, - это внятной схемы медицинского обслуживания населения. Где, что будем развивать? Развивать все и всюду, вы прекрасно знаете, невозможно.

 

Отдельно остановлюсь на доступности и качестве сельской медицины. Здесь перед нами стоит задача привести все ФАПы в нормативное состояние. Система ФАПов у нас развита, но очень многие объекты находятся в плачевном состоянии. У нас есть решения модульные, у нас есть решения стационарные, достаточно дешевые, мы их посмотрели. Вот эти вот вопросы будем внедрять.

Вместе с тем надо понимать, что в ближайшие годы - далеко не в каждой точке, все равно останутся места, где мы не сможем обеспечить доступность узких специалистов.

Как решать этот вопрос? В этом году кратно нарастили систему выездных консультаций. Когда в район выезжает бригада высокоспециализированных врачей из краевой больницы, из детской краевой больницы, из онкодиспансера, и неделю принимают там всех пациентов, которые были лишены возможности попасть к врачу. Но важно сделать эту работу ритмичной. Иными словами, не менее чем раз в квартал в каждом из таких районов бригада, лучше бы одни и те же врачи, должна вести прием пациентов.  У нас есть районы, вот в Косинский район выехала бригада, они там одну шестую часть всех жителей приняли за неделю. Очень востребованный механизм, будем дальше его расширять.

В этом году благодаря поддержке из федерального бюджета приобретем новый вертолет МИ-8 на три места для госпитализации. Одновременно с этим предлагаю существенно увеличить число вылетов с тем, чтобы включить этот вертолет в систему оказания медицинской помощи и максимально его задействовать.

Это, конечно, далеко не все задачи в здравоохранении. Есть задача по развитию сердечно-сосудистой помощи, есть задача по развитию экстренной помощи, есть задача по борьбе с ВИЧ-инфекцией, с заболеваниями социально опасными. Не буду на этом подробно останавливаться, скажу лишь, что темой здравоохранения необходимо заниматься в ежедневном режиме, потому что это тот запрос, в первую очередь, со стороны старшего поколения, ну и со стороны всех жителей Пермского края, и мы обязаны эту проблему решить.

 

Теперь по развитию образования. Высоко оцениваю уровень развития образования в крае, в особенности, конечно, среднего образования: объективные результаты, ЕГЭ, участие в олимпиадах - все говорит об этом. Да и само состояние школ и качество директорского и учительского корпуса очень на высоком уровне. 

Какие задачи здесь стоят? Решить до конца вопрос по детским садам. Для этого нам надо построить 17 детских садов до 2019 года. Думаю, что какие-то объекты еще появятся – жизнь на месте не стоит, но вопрос можно будет считать решеным. И надо приступать к строительству школ. Для этого мы сейчас сформировали программу из 26 объектов школьных зданий. В первую очередь - ликвидация ветхих и аварийных школ. В каких-то районах мы аварийные школы закрыли, но ничего взамен не построили. Надо этот вопрос решить. Ну и, конечно, те школы, которые работают в режиме перегрузки, потому что было построено много жилья, там, где есть риск третьей смены.

На сегодняшний момент в результате сформировали 26 объектов.  При этом предлагаю финансирование этих объектов осуществлять не в рамках фонда софинансирования расходов. При этом мы прекрасно понимаем, что строительство любого объекта за счет ФСРов приводит к лишению муниципалитета необходимых ресурсов на текущие ремонты, на закупку оборудования на годы вперед.  Предлагаю предусмотреть отдельную строчку в бюджете, не менее одного миллиарда ежегодно, и на условиях софинансирования с муниципалитетами, в зависимости от финансовых состояний, эту программу реализовать.

 

По среднему образованию и по вузам. Здесь мы сильны за счет того, что и наши техникумы, и наши вузы, выпускают тех специалистов, которых можно взять, привести на производство, поставить у станка или доверить какое-то иное рабочее место, и они сразу начнут работать. Это обеспечено за счет развития системы дуального образования в крае, за счет плотной интеграции промышленных предприятий и вузов, сузов. Считаю крайне важным поддерживать все эти инициативы и дальше развивать имеющиеся проекты. Будем поддерживать и стипендиатов, и двухсотдвадцатипятибалльников. Без развития высшего образования, без укрепления среднего образования, мы с вами понимаем, что технологическое, экономическое развитие края невозможно.

 

Теперь по поводу развития экономики. Мы много говорим о развитии социальной сферы, но мы должны понимать, что первый приоритет – это всегда социальный, второй приоритет — это всегда экономика. Одно без другого не может быть. И когда получил предложение от Владимира Владимировича, именно об этом президент сказал: промышленность и социальная часть. Высоко оцениваю все то, что сделано в крае. У нас действительно очень большой пакет проектов, причем проекты есть как сверхкрупные, те, что даже на уровне Российской Федерации выделяются своим объемом, – строительство новых калийных рудников, в первую очередь, так и программы перевооружения, программы развития предприятий. Здесь есть риски того, что начнешь перечислять и займешь все время доклада. Но, тем не менее, на каких-то вопросах остановлюсь.

Если идти по структуре промышленности, конечно, наши приоритеты - добыча и переработка нефти. И здесь очень важно, чтобы те проекты, которые есть на территории Пермского края, развитие крупнейших компаний, поддерживать. Это наша основа, на которой мы крепко стоим, и очень важно, чтобы эта основа и дальше укреплялась. Это развитие химии, и калийщики, и те проекты, которые сейчас есть в Губахе, и другие проекты на территории края, их на самом деле значительно больше. У нас оборонно-промышленный комплекс очень мощно в химии представлен. Объезжаю предприятия, в целом должен сказать, что за последние 10 лет, скажем так, нефтяной дождь, который у нас был, те ресурсы, во многом попали и на нашу промышленность. И это радует. И состояние станочной базы, и кадровый состав, и начальники цехов 35-45 лет, самый золотой возраст – активные, желающие работать, умеющие работать. И мне кажется, что это тот капитал, который нам главное не растратить, потому что проблемы есть. Основная проблема — это обеспечить спрос в первую очередь высокотехнологичной продукции в нашем моторостроительном комплексе, в нашем авиадвигателестроительном комплексе, ВПК. Обеспечить за счет чего? Первое – федеральные заказы, и желательно чтобы они еще оплачивались, заказы со стороны крупных компаний ТЭКа, и мы ведем переговоры, в том числе и с привлечением новых механизмов финансирования. Вообще я считаю свою функцию в данном случае как функцию маркетинговой поддержки деятельности наших предприятий, функцию промышленности.

Но, что важно еще. Вижу большой потенциал развития внутрикраевой, внутритерриториальной кооперации. Мы должны сделать так, чтобы каждый рубль внутри края максимальное число оборотов совершал. Потому что это наши рабочие места, это доходы в бюджет. Потенциал есть. Проводили мероприятие недавно, приезжал министр промышленности, даже предприятия, когда собрать всех воедино, они смотрят и понимают, что есть еще потенциал, что называется дозаказа, у компании соседней промплощадки или соседних территорий.

Будем помогать снижать издержки, помогать продвигать продукцию компании на экспорт, будем заниматься развитием и инновационной части нашей промышленности, нашей кластерной политики. У нас на сегодняшний момент три кластера, которые получили официальный статус: фотоника, фармацевтика и Новый Звездный – авиа-двигателестроение. Проговорили с министром, получили политическую поддержку еще по двум новым кластерам – сельхозмашиностроение и композиты, но этим точно потенциал края не исчерпывается. Будем дальше формировать, собирать эти кластеры, обеспечивать им поддержку, помогать продвигать продукцию на рынок.

 

Малый и средний бизнес. Малый и средний бизнес - он разный: есть и инновационные предприятия, и IT-компании, есть промышленные компании, есть торговля и услуги, есть «социалка». В чем проблема малого бизнеса? Недавно проводили очень большое мероприятие. Проблема – не налоги. Как раз линейка налоговых режимов такова, что бизнес может вполне легально выбрать режимы с очень хорошим уровнем налогообложения, с весьма льготным. Это не значит, что там нечего делать, конечно, там есть что посмотреть и улучшить, но основной запрос, который сейчас предъявляет малый бизнес, – это запрос на легальность: обеспечьте всем равные правила игры. Невозможно конкурировать, когда к тебе предъявляют один уровень требований, а к твоему соседу - другой уровень требований. На это мы должны нацелить всю реформу контрольно-надзорной деятельности. Именно на убеждение тех, кто не выполняет в полном объеме всех требований, а не на то, чтобы усилить давление на тех, кто на виду, и кто работает «в белую». Это государственная политика, это государственная стратегия, и наша задача умно, тонко реализовать это на территории Пермского края.

Отдельно остановлюсь на цифровой экономике. Президент, вы знаете, на Петербургском экономическом форуме обозначил это как приоритет. И для Пермского края - это шанс. Почему? У нас традиционно здесь были телекоммуникационные производства, еще в советские времена, мы знаем -  это «Морион», телефонный завод и другие объекты, ряд институтов. За это время мы многое сохранили, а главное мы многое создали вновь. У нас есть крупные телекоммуникационные, в масштабах страны, компании. У нас есть целый спектр, кластер IT-компаний, которые также работают на российских рынках. У нас есть производители телекоммуникационного оборудования, у нас, главное, есть вузы, которые постоянно готовят очень и очень хорошие кадры для этой сферы, а мы понимаем, что это та сфера, которая основана на кадрах. Мы должны максимально наши конкурентные преимущества усилить, сконцентрировать. Вот буквально на следующей неделе сюда, в Пермь, приезжает министр связи и коммуникаций, будем отдельно обсуждать этот вопрос. Считаю, что мы должны, может быть в рамках отдельной программы, сконцентрировать программы развития этой отрасли. Может быть, посмотреть вопросы развития IT-бизнес-инкубаторов, чтобы малый бизнес рос. Это та сфера, где бизнес очень активно растет, где мы можем обеспечить много рабочих мест, квалифицированных, с хорошей заработной платой, за короткий промежуток времени.

 

Агропромышленный комплекс. Объехал достаточно много предприятий, хотя, конечно, хочется большего, и буду еще ездить. Общее впечатление – на селе есть хозяин. В село можно инвестировать, более того, село само в себя инвестирует, оно само в себя верит. И, конечно, характер разговоров сильно изменился. Я, правда, беру минус 7-8 лет и сейчас. Абсолютно другой подход. На селе ведь всегда соотношение социальной функции и бизнес-функции, и если раньше мы говорили о том, что в первую очередь – это, конечно, социальная, там живут люди и т.д., то сейчас мне кажется все по-другому. Люди там по-прежнему живут, и все это сохранилось, но бизнес-функция совсем иная стала. Это нормальная сфера, которая нормально зарабатывает, которая может работать. Конечно, с погодой не везет постоянно, но, тем не менее, даже в этих непростых условиях люди показывают финансовый результат, люди развиваются, а это значит, что и непогоду победим. Будем дальше продолжать.

Какие я вижу приоритеты здесь? Первый – это дальнейшая поддержка инвестиционных проектов. Надо внимательно посмотреть, какие там есть инвестиционные проекты. Я считаю, мое ощущение, что можно и нарастить этот объем поддержки, и более активно с федеральными структурами работать. Выяснилось, к сожалению, что у нас есть старые долги – обещали селянам компенсацию по инвестициям и далеко не всю выплатили. Вот эту информацию сейчас собираем, и я предлагаю в сентябре нам эти долги закрыть из тех доходов дополнительных, которые я уверен, уже будут.

Следующий приоритет это вовлечение земель сельхоз назначения. Есть реальный спрос на землю сельхоз назначения. Куда не приедешь, вот давайте тут посмотрим, давайте там. Проблема в чём? Большая часть этих земель находится в федеральной собственности. У нас из 71 тысячи га  федеральной собственности только 33 вовлечено в оборот, а всё остальное стоит пустое. Росимущество готовит аукционы, не попадает хронически в цены, потому что там методики, в общем, целую систему страхования от разного рода рисков ввели, в итоге у нас земли зарастают. Поставил этот вопрос, в том числе и на уровне председателя Правительства, есть поручения, будем это отрабатывать либо системно, либо вопрос передачи этой земли, а мы уже будем сами вовлекать ее в оборот.

Еще важный вопрос, который ставят сельхозпроизводители. У нас с вами объем продуктового дотирования в деньгах неизменный, а «продуктовка» растет, объемы производства растут, получается, что мы отрасль наказываем за эффективность. Ну, наверное, это неправильно. Все-таки надо перейти уже к каким-то фиксированным размерам в расчете за единицу продукции, ну и, соответственно, если растет объем производства продукции, давайте дополнительные средства тоже направлять, иначе несправедливая получается система.

Ну и, конечно, если мы хотим дальше развивать экономику, надо понимать, что не только работой должен быть привлекателен край. У людей сформировался очень существенный спрос на среду жизни, на среду обитания, на то, какие дворы, какие дороги, какая активность есть в крае. И вот это ощущение жизни, мне кажется, в первую очередь на него реагирует молодежь, и когда они понимают, что называется, когда «движухи» не хватает, простите, уже такими терминами буду говорить, народ начитает уезжать, народ начитает думать, а где лучше жить. И наша задача, чтобы среда жизни в крае была максимально комфортна.

Как это сделать? И первое с чего начну -  это развитие дорожной инфраструктуры, развитие дорог. Какие здесь в целом сформировались приоритеты на пятилетку? Хотя перечень не закрыт, но это то, что мы точно понимаем, обеспечим деньгами. По федеральным дорогам - в этом году дорога до Кукуштана должна быть запущена, по бумагам там один участок не будет введен, но федеральные коллеги твердо обещают, что рабочее движение будет открыто на всем промежутке. Ну и следующая наша стратегическая задача -  дорогу дотянуть до Кунгура в таких же параметрах. Через неделю здесь состоится большая коллегия Минтранса (Министерство транспорта), это тема номер один, которую мы будем ставить перед федеральным министром, он тоже сюда приедет. Мы должны до 2021-2022 года эту задачу решить.

Теперь по региональным дорогам, какие видим приоритеты. Ну, в этом году есть надежда уже закончить реконструкцию шоссе Космонавтов от аэропорта до границ города. Хотя к этой дороге, сразу скажу, нам придется еще вернуться в ближайшее время, потому что мы там все ездим, понимаем, что не все решения оказались удачными.

Восточный обход в этом году должны доделать на участке от отворота на Южный, до пересечения с Бродовским трактом и развязку, как раз, в районе отворота на Южный. Работы там ведутся достаточно активно.

Обход Чусового – стратегический наш объект. До 2019 года должны построить, так же как и обход поселка Куеда. Мы понимаем, насколько это важные объекты, как для этих территорий, так и для транзита. Куеда – это наши южные ворота, Чусовой – это наш выход в Свердловскую область, по дороге на Ивдель, дальше на Ханты-Мансийск.

Из стратегических объектов: мостовой переход через реку Чусовую с подходами, то есть восточный мост. Все мы должны закончить, даты стоят 2021 год. На прошлой неделе состоялась федеральная комиссия, подтвердили нам финансирование, там есть у них вопрос по источникам, но это нам развязывает руки, и мы в июне уже должны подписать концессионное соглашение и приступить к допроектированию и затем к строительству этого моста. И восточный обход будет в эти же сроки завершен.

Полазна-Чусовой,  реконструкция дороги. Как раз строительство обхода Чусового и моста через Чусовую даст нам очень мощный транзитный коридор на Свердловск.

Березники – Соликамск. Считаю крайне важным соединить два наших северных центра нормальной четырехполосной дорогой. Тоже часто туда езжу, конечно, мы понимаем, какие там есть проблемы. Сроки, которые здесь приведены, коллеги, – это такие консервативные сроки. Вообще я исхожу из того, что наш строительный комплекс в части дорожного строительства должен работать на опережение, и если мы вошли в объект, мы должны его максимально быстро построить, не растягивая финансирование. Лучше будем входить в меньшее число объектов, но будем быстро строить. Потому что растягивание строек недопустимо, это замораживание денег. Многие из вас - руководители предприятий - понимают, что это бесхозяйственность. Поэтому будем создавать больше заделов, с тем, чтобы все деньги до копейки, которые в бюджете были предусмотрены, были выбраны. Полномочия для этого теперь все у Правительства есть, соответственно, мы так и будем действовать. Отдельно только скажу, что считаю крайне правильным опираться в максимальной степени на силы пермских строителей. Как в этой сфере, так и во всех остальных. Мы ровно в той логике, что каждый рубль должен максимальное число оборотов совершать в крае, мы будем концентрировать все ресурсы. Все ресурсы в рамках, конечно, того законодательства, которое есть.

Что еще по развитию уличной дорожной сети надо сказать? Конечно, развитие Перми и дорог в Перми будет для нас приоритетом.  Что здесь на сегодняшний момент мы предлагаем включить в программу?

Капитальный ремонт Пермь-Ляды мы уже в следующем году закончим, в этом году вошли в объект. Реконструкция героев Хасана. Понимаем, эстакада, понимаем, насколько это важно. Реконструкция улицы Революции. Стратегический объект – улицу Строителей протянуть до улицы Стаханова. Давно об этом говорили, понимаем, насколько это важно, понимаем какие это иные градостроительные возможности и транспортную ситуацию это создает.

Но важно также, что ту работу, которую мы в этом году начали по муниципальным дорогам, мы тоже должны продолжить. В этом году мы почти 5 миллиардов рублей, 4,7 миллиарда рублей, сконцентрировали на муниципальных дорогах. Во многом благодаря тем изменениям в бюджет, которые вы поддержали в двух чтениях, нам удалось вовремя эти деньги сконцентрировать, и на сегодняшний момент у нас уже по всем объектам есть подрядчики, и так рано, как  в этом году, край никогда в строительный сезон не входил. Мы это сделали сами. Опять только на непогоду можно пожаловаться, но тем не менее, ситуация рано или поздно улучшится, и мы, я уверен, все сделаем.

Но что важно, из этих 4,7 миллиардов рублей 3,3 миллиарда - это краевые деньги, и я считаю правильным заложить этот же объем денег и на следующие годы, с тем, чтобы мы не только привели все в нормативное состояние, но и дальше содержали все дороги в нормативном состоянии. И отдельно считаю крайне важной задачей организацию системы контроля использования дорог. Как раз в апреле- мае много ездил по территории, и навстречу то лесовоз, то транзит, то карьерный самосвал. Там не должно быть вообще грузового транспорта в это время, он разбивает дороги. Нам очень важно сделать так, чтобы мы не только вложили в дороги, но и сделали систему контроля, которая не даст этим дорогам разрушаться.

Газификация. Не буду уже, наверное, много говорить, хотя тема крайне актуальная для края. С «Газпромом» вошли в режим постоянной работы, «Газпром» готов инвестировать в межпоселковые газопроводы при двух условиях. Первое, будем выполнять программу синхронизации, потому что у нас такая ситуация, когда газ в городах есть, а в домах нет, то есть до города, до поселка он дошел, а внутри не готово. Нужно, конечно, нам здесь искать дополнительные ресурсы, потому что в рамках ФСР только или только в рамках инвестиционной надбавки нам здесь не решить. Сейчас готовим предложения, выйдем отдельно с этими предложениями. Обсудим вместе, обсудим и примем решение. Ну и второй момент – не копить долги. Мы понимаем, где у нас копятся долги, мы понимаем, что люди у нас за ЖКХ платят, а дальше в наших во всех системах, посредниках, МУПах и т.д. деньги теряются. Мы знаем те территории, где они теряются, мы понимаем ситуацию и будем, где-то, в том числе и с правоохранительными органами, вместе эту проблему решать.

Связь и интернет. Очень важная тема, в первую очередь, конечно, важная для села, чтобы люди, особенно молодежь, у нас на селе оставались, им нужен нормальный интернет. Запрос не менее мощный, чем на дороги.

Что здесь будем делать? По сотовой связи надо реализовать программу, возможно, где-то потребуется  административно нажимать на сотовых операторов, где-то какая-то система даже и дотирования, для того, чтобы установить сотовые вышки, обеспечить сотовую связь там, где ее нет, и где она нужна. Езжу по территории, вы ездите по территории и понимаете, что в общем, неудовлетворительная ситуация.

Ну и, конечно, широкополосный доступ к сети интернет, причем как для людей, так и для социальной сферы. То есть и социальные учреждения надо подключать, и точки коллективного доступа. Вот как раз министр приедет, будем эти вопросы обсуждать.

Комфортная городская среда. Благоустройство наших городов, поселков, дворов, общественных пространств, парков – это приоритет в этом году. Очень большая программа реализуется: 800 адресов было у нас, сейчас 571 двор скомпоновали. Я думаю, что реализация программы в этом году поставит много вопросов перед нами, какие проекты, качество проектов, кто делает. Более того, реализация этой программы породит очень большой спрос. Как только люди увидят, что сделано, они скажут: «А почему не в моем дворе?» Поэтому мы сразу должны говорить о том, что программа должна носить долгосрочный характер. И по крайне мере, те деньги, которые мы нашли в этом году, почти 350 миллионов рублей, мы должны на следующие года заложить и сделать очередность четкую, понятную, людям рассказать, как мы формируем очередь на благоустройство дворов. Будут федеральные деньги – больше сделаем, останемся только со своими – будем вместе с муниципалитетами, но, тем не менее, будем решать эти вопросы. Причем, понятие «комфортная среда» нужно расширять. Это должен быть и спорт, и детский отдых, и просто комфортно посидеть на лавочке, и старшее поколение, и люди с ограниченными возможностями.

Сфера культуры и развлечений, наверное, последнее из функциональных направлений, о чем я скажу, но одно из самых важных. Потому что все наши программы благоустройства, все наши дороги нужны для того, что бы всем этим пользоваться. Не должно быть «асфальтного безмолвия», знаете, есть такие проекты, когда все вроде хорошо, но никто туда не приходит почему-то. Вот для этого нам нужна постоянная система фестивалей, система культурных мероприятий, с тем чтобы люди хотели выйти из дома. У них есть для этого потребность, есть спрос, надо создать предложения.

Одновременно с этим, конечно, нам нужно развивать те точки культуры, по которым край различим не то, что на карте страны, на мировой карте. Это, конечно, Театр оперы и балета, это, конечно, наши Дягилевские сезоны, прекрасные абсолютно, мирового значения фестиваль, другие такого рода мероприятия. Конечно, нужно решить то, что давным-давно обещали, - построить новую сцену Театра оперы и балета, построить галерею уже наконец-то. Это те задачи, которые, что называется, must have, уже нельзя не делать. Будем ими заниматься, и заниматься предметно. Ну, вот один объект, по крайне мере, зоопарк, уже строить начали. Правда, пока только первую очередь, там нужно сразу вторую допроектировать, тоже так немного кусочно, но мы исправимся.

Конечно, нужно не забывать при всем при этом, что культура и возможность выйти, спрос на это есть не только в крупных городах, в Перми и в Березниках, она есть и на селе, и в небольших городах. И нам очень важно это культурное пространство сформировать не только на городской эспланаде, а действительно на территории всего края.

Уважаемые коллеги, я представил основные направления работы, разумеется, задач стоит больше. И как только ставишь точку, понимаешь, что это не может быть точкой, это может быть только многоточием.

Наши земляки уже давно ждут изменений к лучшему и, причем, ждут не чего-то сверхъестественного, а ждут больницы, дороги, школы, газ, интернет. Это то, что мы можем дать. Более того, это то, что мы дать обязаны. Сейчас главное не раскачиваться, взять необходимые темпы для работы, что называется с самого начала. Изменения должны происходить буквально в режиме реального времени, здесь и сейчас, не откладывая какие-то обещания на прекрасное завтра. И это станет возможным, если мы – исполнительная и законодательная власть - будем работать также в одной связке, на общие цели. Люди ждут от нас именно этого, люди ждут монолитной, конструктивной власти, которая решает их проблемы.

Президент доверил мне сильный край, настоящий фундамент державы. Я приложу все усилия, чтобы оправдать это доверие, чтобы не подвести, чтобы реализовать ожидания людей. Я, причем, намерен не просто ситуацию здесь немножко подправить, здесь чуть-чуть улучшить, здесь как-то придать ускорение, я хочу вывести край в лидеры. С тем, чтобы жители края им гордились, и с тем, чтобы на нас смотрели другие регионы. Не мы на них, а они на нас.

Мы заслуживаем быть лучшими, у нас есть для этого все – мы  образованные, мы талантливые, мы работящие, мы опорный край державы. Стране нужен сильный Пермский край, и успех Пермского края сделает нашу Россию сильнее. Верю в нашу работу!

Спасибо!